Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
42 культура В С П О М И Н А Я И Ю С А В В И Н У № 36 (158), 29 августа – 4 сентября 2011 г. т оре школы. Благодаря ему и была по- лучена ею золотая медаль. В майском номере «Литературной газеты» за 2007 год актриса давала «отлуп» недобросо- вестному журналисту в статье «О вре- мени, себе и «врущих как очевидцы». Кому интересно, могут найти её в Ин- тернете. Мыже приведём отрывок о до- рогом ей человеке. «…Мне ни в коем слу- чае не хотели давать эту золотую ме- даль, потому что инспектор по литера- туре (даже фамилию помню – Куликов) сказал: «Что? Золотую медаль? В Бо- ринск! Вы с ума сошли! Такого не может быть». И не стал читать сочинение. И тогда наш директор школы Сергей Ни- колаевич Лапшов, географ, человек уни- кальный, честнейший, умница, добрый, любивший всех своих учеников, сел в по- путный грузовик, в кузов, поехал в Воро- неж, за сто километров, и сказал этому Куликову, что не уйдёт, покатотне про- чтёт моё сочинение. Я писала на тему «Патриотизм поэзииМаяковского». Ку- ликов не мог отказать директору шко- лы, который приехал таким образом. А потом он пошёл в другое отделение, где оценивали уже не литературу, а алгебру, и сказал: «Если в работе Саввиной из Бо- ринска будут какие-то ошибки, не обра- щайте внимания, ей необходимо дать золотую медаль». Но с алгеброй было всё в порядке. И я не о себе сейчас говорю, не хвалюсь. Представьте, как эта медаль была дорога маленькой сельской школе в 53-м году! А для меня серебряная, золо- тая, или бронзовая, или вообще никакая – не столь важно. Я всё равно куда-то поступила бы. А поступать я хотела только на филологический – любила ли- тературу, но туда норма медалистов была исчерпана, а сдавать заново экза- мен– дляменя это смерти подобно было. Таким образом я оказалась на факульте- те журналистики и запомнила заповедь: не лгите, делайте дело, говорите правду в материале». Говорить правду, быть искренней – та- кой подход был у Саввиной и в кино, и в театре. Поэтому каждый созданный ею образ попадал прямо в душу зрите- ля. Боринцы видели её самые первые роли. О них написала в своём стихотво- рении учитель русского языка и лите- ратуры, исследовательница жизни и творчества актрисы Людмила Никола- евна Поваляева. Неброская сельская улица… И дом деревянный в четыре окна. В нём девочка с именем Ия В далёкие годыжила… Играла в «Грозе» Катерину, МариноюМнишек была. А в платье из крашеной марли По сцене царицей плыла. И голос хрустальный, девический В Доме культуры звучал: «На сцене – артистка Саввина», Та сцена – начало начал. Хрустальный голос, удивительные гла- за, лицо, от которого нельзя оторвать- ся… Утончённая, лиричная, воздуш- ная… Светлый образ. Светлая память об истинно народной актрисе… . Александра ГАЛИНСКАЯ, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Про образ Фёдор ХИТРУК, режиссёр мультфильма «Вини-Пух»: « Н аша встреча произошла случайно. Я собирался сни- мать «Винни-Пуха», и кто-то мне сказал, что Ия Саввина очень любит это произведение. Я её пригласил, потому что мне было очень интересно её мнение. Она пришла, посмотрела эскизы, очень похвалила пробы Леонова. И я пред- ложил ей попробовать себя в озву- чании мультфильма. «Кого?! – она очень удивилась. – Да что вы, как это можно». Потом она всё-таки сказала, что рискнула бы попробовать, если бы нашла прототип. Прошло несколько дней, и вдруг она мне сообщает: «Нашла!» Её вдохно- вила Белла Ахмадулина, сыгравшая в фильме Шукшина «Живёт такой па- рень». Так неожиданно мы попали в точку. Правда, Саввину пришлось не- много «ускорять», как и Леонова. Но она даже сама удивилась результату. Самым трудным оказался не текст, а нужная интонация. Я, зная по опыту, как артисты зажимаются во время записи, записывал Ию, которая слишком тревожилась и старалась, сразу на репетиции. А теперь я могу сказать, что её Пятачок был одной из самых крупных удач. Мы сошлись на том, что это фильм не только для детей, но и для взрослых – как напоминание о замечательной поре детства, которое быстро про- ходит. У некоторых, правда, остаётся. Её роль – маленькая жемчужина в нашем мультфильме Владимир ЗУЙКОВ, художник-мультипликатор: «К огда в 1969 году я нарисо- вал поросёнка Пятачка и ей предложили его озвучить, Саввина сразу увидела тоненькую шейку, поднятый к небу взгляд и поняла: Пятачок – вылитая Белла Ах- мадулина. Она сказала: «Я знаю, как его озвучивать. Я буду озвучивать его так, как Белла нараспев читает свои стихи». После выхода мульт- фильма Ахмадулина позвонила и сказала: «Иечка, спасибо, что вы мне подложили поросёнка, а не свинью». «Спасибо за поросёнка» А лексей БАТАЛОВ: Дама с собачкой» – это самая важная и дорогая для меня картина и встреча. Оказавшиеся в руках режиссёра Хейфица великая литература и талант Саввиной позволили создать прекрасный образ глубокой и страдающей молодой женщины. Работа Ии Саввиной, её отношение к делу, к людям, которые её окружали, это всё совершенно особенное, непохожее ни на какие другие актёрские судьбы В первый осенний день 2011 года на Новодевичьем кладбище предали земле останки великой актрисы рядом с могилами Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева и Олега Борисова. Она упокоилась на том кладбище, где похоронен кумир всей жизни Ии Саввиной – Антон Павлович Чехов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz