Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
39 культура К Н И Г И разницей, что взрослая аудитория всё- таки поразборчивее и тяготеет к се- рьёзным произведениям, а не к попу- лярной «попсе». То есть тем же «Су- меркам» они предпочтут книги о поли- тике , истории, международных отношениях. Чтобы не быть голослов- ной, назову резко набравшего в послед- нее время очки Николая Старикова. Он рассуждает о таких животрепещущих вопросах, как будущее России или на- ционализация рубля. Также стабиль- ным интересом пользуется здоровье, эзотерика, психология. Хочешь про- слыть красивым, успешным и не болеть – возьми с полки, скажем, Крайона, и всё будет замечательно! Молодёжь поч- ти всегда приходит с конкретными за- просами, ведь информационных ре- сурсов с рецензиями на самые горячие новинки предостаточно – в Интернете ли, в печатных изданиях. Довольно распространённый случай: в магазин заявляется юная особа с девичьим журналом под мышкой, где написано про книжку актуального автора. Часто выбор осуществляется именно на осно- ве таких рекомендаций. – Кстати, а как ты оцениваешь подобного рода обзоры? Можно ли им доверять? Назови издания, пользующиеся, с твоей точки зрения, заслуженным авторите- том. – Конечно, не все регулярно просма- тривают «Литературную газету», не все даже в курсе, что она выходит. Однако и в непрофильной печати рубрики с ре- цензиями находятся на хорошем уров- не. Книг производится много, и журна- листы, сто / ит отдать им должное, в этом потоке ориентироваться научились. Сама я привыкла обращаться, в первую очередь, к той же «Литературке», «Книжному обозрению». Там очень много разнообразных мнений – и поло- жительных, и отрицательных. И всегда любопытно соотнести своё собствен- ное впечатление с позицией рецензен- та. То есть для меня статья в газете или журнале – своеобразная отправная точ- ка, дающая пищу для размышлений. А окончательные выводы стоит в любом случае делать самостоятельно после знакомства с произведением. – Однажды в разговоре ты немало меня удивила, отметив неослабевающую у по- купателей страсть к Мураками и Коэльо, хотя их имена по-настоящему гремели добрый десяток лет назад. Лично я читал этих прозаиков, если не ошибаюсь, ещё в конце 90-х и успел давным-давно ими пресытиться. Слабо могу себе предста- вить, что кто-то до сих пор способен гово- рить о них с придыханием. – Пауло Коэльо со времён «Алхимика» не вызывает у меня особых чувств, а это, наверное, один из первых просла- вивших его романов. Посетители спра- шивают – я советуювзять «Алхимика», а отнюдь не последние его вещи. Это, скорее, вопрос некой внутренней при- вязанности. Вспомнить хотя бы Дэна Брауна, «выстрелившего» пять лет на- зад. Сейчас он сильно не балует свежи- ми опусами, но аудитория у писателя своя сформировалась, и люди купят любую его последующую книгу. То же самое можно сказать и о наших сооте- чественниках – Пелевине или Сороки- не, много лет исправно поставляющих новинки для своего лояльного круга поклонников. Яркие звёзды надолго зажигаются, но не так часто, как хоте- лось бы. – И тем не менее мы с тобой горячо не- давно обсуждали нарожда- ющуюся генерацию совре- менных русских прозаиков – будь то Бояшов, Иличев- ский, Елизаров и иже с ними. Они – надолго? – Свой читатель у них точ- но имеется. И растущей популярности перечислен- ных авторов способствуют престижные премии, кото- рые они вполне заслужен- но стали получать. Вполне возможно, что не все ак- тивно следят за конкурса- ми, а они всё-таки представляют доста- точно достоверный срез тенденций в литературном мире. Советская эпоха закончилась на Солженицыне, Булга- кове, но нашему веку необходимы свои фавориты, свои герои. Условно вектор развития можно прочертить через со- временного классика Пелевина вплоть до упомянутых тобой фамилий. В ту же категорию я бы отнесла Зайончковско- го, Рубину, Щербакову, Петрушевскую. Последняя, к слову, обрела первый громкий успех за рубежом, но не на ро- дине. Искренне хочу посоветовать Людмилу Петрушевскую самому широ- кому кругу любителей качественной прозы. У неё есть и рассказы о любви, и сказки-страшилки – вполне свежий и необычный взгляд Петрушевской при- влекателен со всех сторон. – Копнём ещё глубже. Перестроечные времена начались с выхода на арену це- лой плеяды постдиссидентских писате- лей во главе с Сергеем Довлатовым. Как это часто бывает, пионерам вроде Сергея Киносага «Сумерки» спровоцировала повальную лихорадку по поводу вампиров: беспощадные монстры или обречённые на вековые муки невинные жертвы, кровь, любовь… Стоит только появиться очередному фильму этой эпопеи, тут же начинают спрашивать печатный вариант. Без соответствующей книжки выход на экраны ни одного блокбастера уже просто немыслим. Предсказуемо у оригинальной изобретательницы идеи госпожи Майер обнаружилось множество последователей разной степени одарённости. Перипетии вампирской жизни ни с того ни с сего безраздельно завладели воображением писателей по всему миру Марина КЛИМОВА: Тем, кто любит детективы, непременно стоит обратить внимание на Стига Ларссона. У него недавно вышла интереснейшая трилогия с невероятным сюжетом, оторваться просто невозможно № 35 (157), 22 – 28 августа 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz