Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
36 культура С Е З О Н 2 0 1 1 - 2 0 1 2 споров с художником и постановщи- ком. И место проведения, и декорации, и творческий процесс – всё активно об- суждалось. Каждая сторона пыталась доказать своюправоту, но результат по- лучился поистине замечательным, во многом благодаря людям, чей труд не виден простому зрителю. Я говорю сей- час и о работниках цехов – реквизитор- ского, пошивочного, постановочного, которые были специально созданы для спектакля, и о режиссёрской группе, и о многочисленных помощниках, сидев- ших буквально под каждым кустом. В общем, мы успешно прошли крещение огнём и мечом, и филармония вполне готова к переквалификации в полно- ценный оперный театр! Тем более что и солистов у нас своих предостаточно. Опыт, вне всякого сомнения, был полу- чен бесценный, создалась крепкая команда, готовая к новым свершениям. Огромные усилия прилагала и Людми- ла Валентиновна Куракова. Может по- казаться, что всё зависит только от меня как от руководителя, но это не так. Вице-губернатор сделала такое, что под силу только ей. Надавила на те рычаги, решила те вопросы, которые совершен- но не относятся к моей компетенции. И без её помощи опера, однозначно, не со- стоялась бы. Когда начался почти двух- недельный подготовительный марафон на берегу Сосны, Людмила Валенти- новна как раз вышла в отпуск. Но появ- лялась на площадке почти ежедневно, жертвуя своим законным отдыхом. Именно она, кстати, убедила Чайков- ского заняться написанием музыки, хотя у него была масса забот. Ей мы обязаны и освещением по всей площад- ке, и самыми мощными генераторами, обеспечивавшими бесперебойное элек- тричество, и организацией усиленной охраны. – Наталия Николаевна, а какие лично у вас ощущения от прошедшей оперы? – Что касается моих эмоций – безгра- нично отрадно осознавать, что нам уда- лось сотворить настоящее, цельное произведение искусства. Что особенно важно – на православную тему. Самый ценный комплимент, который я услы- шала, прозвучал из уст настоятеля елецкого мужского Свято-Успенского монастыря отцаМитрофана, выступав- шего консультантом и принимавшего непосредственное участие в создании либретто. Ему всё происходящее на- помнило мессу, служение. А это именно то, к чему мы стреми- лись! Отец Митрофан был в курсе всех наших творческих метаний. Он добился благосло- вения оперы у митро- полита Иллариона, по- могал добыть церков- ную утварь и одеяния. Участие священнослу- жителя было очень важно как для меня, так и для коллектива арти- стов. Все десять меся- цев мы получали от Митрофана неоцени- мую поддержку, посещали храмы, мо- лились. Вообще проект имел, прежде всего, духовный посыл. И если бы дела- ли всё это без веры, без чистого сердца, то ничего бы не получилось. И никогда не получится. Если кто-то думает, что на подобном материале можно извлечь выгоду, потешить своё тщеславие, соо- рудить ловкое шоу на потребу, – он глу- боко ошибается. Режиссёр, как весьма точно подметил губернатор Олег Пет- рович Королёв, у этого действа один. И он никогда не ошибается. Елецкие фантазии – Какова дальнейшая судьба «Легенды о граде Ельце»? – Особенное значение всему произо- шедшему придаёт тот факт, что была со- чинена и сыграна великолепная, гени- альная музыка. И она будет жить. Ведь опера – не на один раз. Убеждена, опер- ные театры вскоре проявят недюжин- ный интерес к этому произведению, вещь будут ставить. Авторские права принадлежат Чайковскому как автору музыки, и нам – на либретто. Филармо- ния, со своей стороны, ни в коей мере препятствовать не собирается. Соб- ственно, деловые предложения о «рас- крутке» от заинтересовавшихся бизнес- менов уже поступали. Но вот уж чего точномыне будем делать, так это спеку- лировать нашей оперой. Не того поши- ба произведение, чтобы вертеть им, как заблагорассудится. Это серьёзная вещь, для хороших театров и с огромным историческим и духовным потенциа- лом. Вот мюзикл – пожалуйста. Причём у нас уже и сюжет созрел, и история опять связана с Ельцом. Не буду рас- крывать всех секретов, но скажу, что это будет нечто детективно-приклю- ченческое. Есть совершенно реальная возможность привлечь к работе про- славленного композитора Давида Тух- манова. В данном случае помощь спон- соров, коммерческих структур была бы вовсе не лишней. «Легенда о граде Ель- це» раскрыла перед нами – работника- ми культуры, перед областными властя- ми огромный потенциал с точки зрения развития туризма. Вдумайтесь, в конце июля люди, которые, возможно, никог- да даже и не слышали о Ельце, стреми- лись туда из разных уголков страны. Опера, событие! И на следующий год будет тоже самое, если всё грамотно об- ставить. Общемировой опыт в туристи- ческой сфере подсказывает: нужно при- думывать специальные туры, включать Елец в популярные маршруты, делать «елецкую оперу» достопримечательно- стью, привлекающей потоки туристов. Елец, в конце концов, древнее и исклю- чительно любопытное место, не говоря уж об архитектуре и видах ландшафта. Многие старинные постройки стоят не- отреставрированными, что позволяет почувствовать дух давно прошедших эпох. Мне довелось побывать в Амери- ке в искусственно созданном ковбой- ском городке, где все ходят наряженны- ми, как в вестерне. Иантураж создан со- ответствующий – с салунами да конюш- нями. Елец – купеческий город. Там вполне можно было бы стилизовать старинный русский уклад, чтобы мага- зины стали лавками, кафе – корчмами, где вас обслуживали бы одетые в исто- рические костюмыкупцыи половые. То есть сделать такую своеобразную ре- конструкцию, работающую круглый год в естественных декорациях. Да плюс опера на Сосне или мюзикл, и всё это – на тему Ельца. Представляете, сколько бы это могло привлечь народу? Причём для бюджета такой проект со- вершенно необременителен. Создать креативнуюгруппу, в которуюя сама бы Сцены из оперы «Легенда о граде Ельце» № 34 (156), 15 – 21 августа 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz