Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

30 С М И общество № 33 (155), 8 – 14 августа 2011 г. касается телевидения. А значит, оно становится тем опорным механиз- мом, который распространяет общие ценности, стереотипы, модели пове- дения. Именно телевидение сегодня указывает: что приемлемо, а что нет, что допустимо, а что не допустимо, что соответствует или не соответству- ет нормам морали. Таким образом, именно СМИ в сегодняшнем мире формирует мировоззрение и ценност- ные установки общества. Но давайте объективно рассмотрим содержание того, что предоставляет своим потре- бителям, массовой аудитории телеви- дение. Это потоки информации, где главный принцип подачи сообщений должен соответствовать требованиям сенсационности с акцентом на кризи- сах, конфликтах, угрозах, аномалиях, драматизацией последствий событий. Сегодня интерес вызывают темы, на которые опирается массовая культу- ра: насилие, секс, культ силы, денег, обладания вещами, культ посред- ственности. В итоге эфир всех кана- лов, в том числе и федеральных, запо- лонили различные сериалы, которые стали основой современного телеви- дения, потому что именно они дают эмоции нашей аудитории и «прогова- ривают» жизнь. За сериалами следуют эстрадные программы, огромное ко- личество низкопробных юмористиче- ских передач, а также программы, пропагандирующие лженауку. Ещё один бич современного телеэфира – различные ток-шоу, которые вроде бы поднимают важные общественно- полезные темы. Но в итоге после их просмотра в голове у людей не остаёт- ся ничего, потому что мозаичность и фрагментарность подачи сообщений и обсуждений не создаёт общей кар- тины, не раскрывает проблему и уж тем более не предлагает пути её реше- ния. Мы видим, что сегодня практиче- ски невозможно посмотреть хорошее кино в телевизионном формате. Если фильмы высокого класса и есть в про- грамме, то они обязательно «задвину- ты» на очень позднее время, когда большинство работающих людей уже спят. Получается, что СМИ сегодня переполнены продуктами массовой культуры, которая регулируется мас- совым спросом. Действует закон рын- ка – продать эти продукты дорого и желательно не один раз. В массовой культуре всегда борется спрос и эти- ческие представления о дозволенном. А сегодня, к сожалению, на телевиде- нии дозволено практически всё. Очень жаль, что декларируемая сво- бода слова и рос- сийская демокра- тия в итоге пре- вратились в безот- ветственность и жажду наживы. В этой связи, мне ка- жется, что созда- ние общественно- го телевидения се- годня очень акту- ально. Ведь в наши дни СМИ стали той силой, которая формирует чело- века больше, чем семья или школа. Самой уязвимой аудиторией оказа- лась молодёжь. Поэтому думается, что совершенно необходимо создание та- кого телевидения, которое будет кон- тролироваться государством, где бу- дет обязательно присутствовать эти- ческая и эстетическая цензура. Люди, которые будут заниматься Обще- ственным телевидением, должны по- нимать, какая огромная задача перед ними стоит: формирование личности человека. Ведь общеизвестно, что че- ловек слаб и за его душу надо бороть- ся, ибо она всё время поддаётся иску- шению. Поэтому надо её укреплять, в том числе и через средства массовой информации. Сделать это уже давно пора, так же, как и повысить уровень нашего телевидения и культуры в це- лом. А пока известный российский писатель Виктор Пелевин называет телевидение «мусоропроводом разу- ма». Другое дело, в каком формате будет существовать Общественное телеви- дение. Так как планируется, что оно должно функционировать не на госу- дарственные, не на олигархические деньги, тогда остаёмся только мы с вами. Возникает вопрос: а готовы люди на свои «кровные» содержать ещё один телевизионный канал? Се- годня на него можно с полной долей уверенности отвечать отрицательно. Но общество, то есть аудиторию, тоже надо воспитывать. Люди должны по- нять, что за особое телевидение надо платить. Большинство из нас просто бездумно потребляет телевизионную продукцию. Это говорит о том, что массовая культура превращает людей в любопытных наблюдателей жизни, для которых экранный мир становит- ся реальностью. Так человек возвра- щается на инфальтильную стадию развития, люди становятся инертны- ми, у них исчезает здравый смысл, критичность и активная жизненная позиция. Но всё-таки воспитание че- ловека – дело государственное. Вос- питывая человека, прививая ему хо- роший вкус, правильно ориентируя его в культурном пространстве, мы формируем зрелую, думающую лич- ность, которая критично воспринима- ет любую информацию, не принимая всё на веру и не подменяя реальность телевизионным суррогатом. Необходимо искать выход. Быть мо- жет, для начала на каком-нибудь фе- деральном канале следует выделить время для Общественного телевиде- ния, чтобы зрители привыкали, втя- гивались, понимали, что это им необ- ходимо, постепенно уходя от наркоти- ческого пристрастия к массовому те- левидению. Ведь люди не хотят платить за новый канал не потому, что жалко денег, а в силу непонимания его предназначения. Но проблема состо- ит ещё и в том, что поменялась систе- ма ценностей, утрачены нравствен- ные мировоззренческие позиции рос- сийского общества. Отвратительны- Наталья ТОМИЛИНА: Создание нового телевидения – проблема даже не техническая и не материальная, она лежит в плоскости культуры, духовности и нравственности. Телевидение – отражение общества. Больное общество порождает телевизионных монстров, «пожирающих» наших детей и молодежь Николай ЗАГНОЙКО: Поставить надёжный заслон появлению на экране цинизма, откровенного вранья, всякого рода пошлости и насилия. Решение этих вполне достижимых целей и явится первым шагом на пути создания главного рупора гражданского общества – Общественного телевидения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz