Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
47 к ультура О С О Б О Е М Н Е Н И Е к себе привлечением всего нового, ак- туального, чего нет у других. Публика охотно воспринимает такую инициати- ву. В галерее «Х.Л.А.М.» придумали своё ноу-хау. За первый год работы га- лереи были показаны экспозиции всех известных воронежских мастеров, чьё творчество отвечает нашей концепции. Встал вопрос: надо искать юных, неиз- вестных. Объявили нечто вроде кон- курса, по итогам которого отобрали группу молодых ребят. Стали зани- маться их продвижением: возили на международные фестивали, «Арт- Москву», выставляли в дружественных залах. И вот произведения никому не- известных авторов оказываются в кол- лекциях Пьера Броше, Марата Гельма- на – известных собирателей искусства. Некоторые из наших протеже двину- лись ещё дальше: отучились вшведской Академии Гётеборга, окончили Школу современного искусства Бак- штейна. В итоге каждый из на- шей группы преуспел по-своему и, несмотря на то, что кто-то в Швеции, кто-то в Москве, а кто- то в Воронеже, они продолжают взаимодействовать и общаться. И, естественно, участвуют в ху- дожественной жизни родного города. Любопытно наблюдать, как рождается альтернативная, до конца несформировавшаяся модель творчества, поколение творцов будущего. За молодёжь! – На Западе, откуда донеслись до России разрушающие консерватизм в искусстве веяния, молодые таланты могут позво- лить себе и надлежащее специальное об- разование, и гранты им дадут, предложи они по-настоящему интересный проект. Всё-таки в других государствах творче- скую молодёжь поддерживают – и на се- рьёзном уровне. А как жить подающему надежды дарованию в России? – Гранты, позволяющие заниматься только творчеством, получают «про- бивные» люди и у нас. Главное искать их и иметь постоянный доступ кИнтер- нету. Можно из той же заграницы вы- бить необходимые средства, живя в России. Многих поддерживают в гале- рее, представляя работы интересных им авторов на фестивали, делая их вы- ставки, продавая полотна. – Вы всё время возвращаетесь в разгово- ре к молодёжи. Но ведь для художника очень важно набраться профессиональ- ного опыта, «набить руку». Признание приходит обычно к мастерам среднего, а то и почтенного возраста. Не видите здесь противоречия? – Нет, никакого диссонанса. Молодые – локомотив, тянущий за собой всё. Со- стоявшиеся художники со сложивши- мися представлениями о жизни и твор- честве имеют возможность созерца- тельно относиться к себе и к окружаю- щему миру. Могут совершенствовать свой стиль, шлифовать манеру, почерк. Молодёжь же в поиске, который не тер- пит проволочек и стагнации. Это по- стоянный эксперимент, в процессе ко- торого происходят неожиданные от- крытия, сенсационные потрясения, от- кровения. Никто не способен срав- ниться с молодёжью в силе порыва, ин- тенсивности поиска, в увлечённости, в определённом чутье на находки. Талант – он и в молодости, и в старости одина- ков. Лермонтову сколько лет было, ког- да он погиб? Тем не менее глупо спо- рить о ценности созданных им вещей. Бывают мудрые юноши и глупые ста- рики. Образ почтенных старцев вызы- вает у меня ассоциации с советскимПо- литбюро. Милые и замечательные по- жилые люди с богатым жизненным опытом, но на грани старческого ма- разма. Поэтому я – за молодёжь. Художник не должен быть голодным – В маразм можно впасть от собственных грёз и мнимого триумфа. Почивая на лав- рах былых побед, человек совершенно утрачивает чувство реальности. Опасен ли вообще для творческой личности громкий успех? Должен ли художник быть голодным? – Отнюдь нет. Не должен он голодать. Но известность, авторитет, богатство – серьёзная проверка «на вшивость». Если с приходом всего этого художник начинает задирать нос, значит, цель его творчества – не искусство, а обретение благополучия. Значит, он не художник, а фальшивка, пластиковая бутылка, по- крытая лачком и позолотой. В прошлом мае наша галерея участвовала в между- народной акции «Ночь музеев». Зара- нее я сделал репродукции картин самых известных, «раскрученных» россий- ских художников: Глазунова, Шилова, Церетели, Сафронова. Официально они считаются у нас элитой в искусстве, по- зиционируются, подчёркиваю, на офи- циальном уровне, как образцы класси- ческого, высокого искусства. Живут они во дворцах, ездят на лимузинах… Но попробуйте подойти к кому-нибудь из этих деятелей и спросить что-нибудь «за жизнь». До них не докричаться. Ни- когда. Но есть и другой фланг. Напри- мер, мой знакомый Анатолий Осмолов- ский. В своё время скандально извест- ный, залезавший на памятник Маяков- скому в Москве в 1993 году, выстраи- вавший поперёк столичных улиц бар- рикады из своих картин. Сегодня он об- ладатель многих престижных премий, его работы хранятся во многих миро- вых музеях, у него есть всё – и популяр- ность, и богатство. Потолстел, постарел – можно бы уже и осесть в тёплом гнёз- дышке. Но Осмоловский считает, что раз он добился достатка посредством искусства, то искусству он и должен воз- вращать долги. Этот человек, напри- мер, на личные средства издаёт тысяч- ным тиражом журнал «Радек» по про- блемам современного искусства. Ши- карное издание, дорогое в изготовле- нии. При этом продаётся оно за сумму символическую. Всё ради того, чтобы двигать творчество, чтобы не пропало даром то, за что Осмоловский сотова- рищи разбивали лбы. – Надеюсь, что вам и вашим замечатель- ным произведениям не понадобится кому-то что-то доказывать с ущербом для лба. Успехов и спасибо за беседу! . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Сергей ГОРШКОВ: Известность, авторитет, богатство – серьёзная проверка «на вшивость». Если с приходом всего этого художник начинает задирать нос, значит, цель его творчества – не искусство, а обретение благополучия. Значит, он не художник, а фальшивка, пластиковая бутылка, покрытая лачком и позолотой На вернисаже Сергей Горшков «штамповал» женщинам нежные автографы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz