Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

15 главная тема П Р Е М Ь Е РА П одготовка к премьере нача- лась за полторы недели. Опе- ративный десант редакции «Итогов недели», томимый ожиданием и любопытством, не смог утерпеть до 27 июля. Мы забла- говременно отправились на место дис- локации посмотреть, как проходят ре- петиции. По прибытии нашим взорам предстало зрелище поистине грандиозное. Гро- мадные ряды, поднимающиеся от пло- щадки по склону, сцена прямо на берегу реки, помост сложной формы. Как по- том оказалось – крестовидной. … Шёл прогон с солистами, который вели режиссёр-постановщик Георгий Исаакян и композитор, автор музыки Александр Чайковский. В тот день нам удалось побеседовать с художником- постановщиком Эрнстом ГЕЙДЕ- БРЕХТОМ , неоднократно сотрудни- чавшим с Исаакяном и Чайковским. Их последний совместный проект – эпиче- ская опера «Один день Ивана Денисо- вича» по мотивам рассказа Александра Солженицына – снискал бурную реак- цию театральной критики в 2009 году. – Ваше трио с режиссё- ром Георгием Исаакя- ном и композитором Александром Чайков- ским – уже давно сло- жившаяся творческая команда. Выизначально планировали работать над «елецкой оперой» сообща? – Я оказался в нужный момент в нуж- ном месте, – рассказывает Эрнст Гейде- брехт. – Чайковский буквально поддел меня на крючок: «Что, только концла- геря делать умеешь?», – сказал он мне, имея в виду «Ивана Денисовича». «Как же, могу всё что угодно!». «А про Та- мерлана – слабо? Нет? Тогда срочно со- бирайся в Елец!». Перед тем, как отпра- виться в ваши края, я глянул Google Maps в Интернете – вид Ельца со спут- ника – и был просто потрясён. Увидел реку, и сразу появилось непреодолимое желание сделать оперу прямо над во- дной гладью, это обеспечило бы неве- роятную акустику. Изначально даже родилась смелая идея набрать в воин- ских частях понтонов и разместить ор- кестр на помосте прямо на воде. В Ель- це вообще потрясающие естественные декорации. Чего стоит один только Вознесенский собор – творение Кон- стантина Тона. Увидев его, мы сразу же № 31 (153), 25 – 31 июля 2011 г. ни ушло на подготовку и переделку ли- бретто – почти два месяца. Над основой, предложенной липецким писателемНи- колаем Карасиком, мы работали вместе с РадомиройПолзуновой. – Приходилось ли раньше сотрудничать с симфонической капеллой Полянского? И кто набирал состав солистов? – Я уже работал со всеми участниками проекта: и с режиссёром Георгием Иса- акяном, и с художником Эрнстом Гей- дебрехтом. Мыпоставили вПерми опе- ру «Один день Ивана Денисовича», но- минированную на восемь «Золотых масок». Валерия Полянского пригла- сил на постановку тоже я, потому что давно знаю его как музыканта экстра- класса, создавшего высокопрофессио- нальный коллектив. Состав солистов набирал Валерий Полянский. Я знал, что этот дирижёр и его команда сдела- ют всё на высшем уровне и справятся в самые короткие сроки. – Александр Владимирович, какой вы видите дальнейшую судьбу оперы? По- требуются ли какие-либо музыкальные купюры для её исполнения в концертных залах? – Специфика премьеры в том, что дей- ствие происходило на разных сцениче- ских площадках, в том числе на другом берегу реки – сцена в стане Тамерлана, передвижения конницы, появление плывущей ладьи и так далее. Это очень зрелищно и жителям вашей области, безусловно, повезло, что они смогли лицезреть происходящее в живопис- нейшем месте – на берегу Быстрой Со- сны, на фоне православных церквей. Естественный ландшафт заменил мно- гие декорации. В академическом зале изменения коснутся, скорее всего, ре- жиссуры и сценографии, а музыкаль- ная составляющая останется прежней. В ноябре состоится премьера «Леген- ды о граде Ельце» в концертном зале имени Чайковского, вполне вероятно, оперу повторят в Большом зале консер- ватории. И я вполне допускаю, что сле- дующим летом мы дадим оперу опять же на Быстрой Сосне. Дальнейшая судьба этого произведения мне не из- вестна, всё в руках Божьих, но хочется верить, что опера и дальше пойдёт пу- тешествовать по свету. – Такую грандиозную оперу на право- славный сюжет мог написать только че- ловек верующий. Скажите, вы верите в духовно-мистическую сторону жизни? – Верю легендам и верю, что любые со- впадения не случайны. И лично для меня важно, что языком этой оперы, прозвучавшей на елецкой земле, я об- щался со своим учителем Тихоном Хренниковым, чей прах захоронен здесь. Моя опера – это не только про- движение национальной русской идеи, но и дань своему великому учителю. Премьера спектакля, безусловно, подня- ла планку духовности – как участников постановки, так и зрителей. На трибунах сидели и люди светские, и воцерквлён- ные, и священнослужители – у всех былиособые, просветлённые лица. Одна из зрительниц даже подошла ко мне по- сле премьеры и сказала: «Сказание о граде Ельце» прозвучало как единая мо- литва». Для меня это – высшая похвала. накануне премьеры С крестом и на кресте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz