Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
главная тема 14 П Р Е М Ь Е РА № 31 (153), 25 – 31 июля 2011 г. Н а р о д н ы й артист Рос- сии, ком- п о з и т о р Александр ЧАЙКОВСКИЙ рас- сказал «Итогам неде- ли» о работе над опе- рой «Сказание о древ- нем граде Ельце» – Александр Владимирович, в истории российской, да и советской музыки изна- чальное сочинение оперы для открытой площадки – небывалое новшество, пре- цедент. Такого не было никогда. Чаще по- становщики брали готовую оперу и пере- носили её на природу. Вдвойне важно, что тема оперы патриотическая. В по- следние годы нас этим не балуют. Как во- площалась идея, и какие задачи вы ста- вили перед собой? – Для меня очень важно, что инициати- ва создания новой оперы, к которой были привлечены лучшие российские музыкальные и сценические силы, ис- ходила из провинции. Инициаторами проекта выступили областная админи- страция в лице вице-губернатора Люд- милы Валентиновны Кураковой и фи- лармония в лице директора Наталии НиколаевныМекаевой. Они-тои двига- ли весь процесс – от написания либрет- то до воплощения замысла на сцене. Пока шла работа над музыкой, я неод- нократно приезжал в Елец, ходил по его улицам, прислушивался к его голо- су, впитывал его мощную энергетику – здесь сама земля хранит память о рат- ных событиях тех далёких лет. Мы смогли подобрать крепкую команду профессионалов на все ключевые ме- ста постановки. И если зритель на пре- мьере ощутил эмоциональный накал, почувствовал после спектакля душев- ный подъём, гордость за то, что он русский, значит, мы реализовали свои высокие цели. – Насколько я знаю, Наталия Николаевна Мекаева вдумчиво и с верой подошла к воплощению замысла. Даже икона, кото- рую по ходу действия выносит митропо- лит, была специально заказана в Софри- но. Это список с иконы Владимирской Бо- городицы, хранящейся в Третьяковской галерее. Её нёс митрополит Киприан из Владимира на Москву во время татарско- го нашествия… – Людмила Куракова и Наталия Мека- ева настояли на том, чтобы икона была освящена. Консультант проекта, док- тор богословия, наместник Свято- Успенского Липецкого мужского епар- хиального монастыря игумен Митро- фан (Шкурин) не только совершил мо- литву на освещение иконы, но и освятил хоругви и другую церковную утварь, которая используется в опере. В перерыве между постановками пред- меты будут храниться в Церкви. Наталия Мекаева сама выбрала место для постановки, и оно, на мой взгляд, идеально. В вечернем небе чётко очер- чены силуэты нескольких церквей, в одной из оперных сцен лик Богородицы проецируетсяна стеныдревнейшейВве- денской церкви. А когда по реке про- плыла ладья, зрители просто ахнули: надо же! Богородица в лодочке плывёт… Энергетика спектакля – удивительно светлая, сильная, и она состоялась бла- годаря тому, что духовная линия поста- новки, по настоянию заместителя гу- бернатора Людмилы Кураковой и ди- ректора филармонии Наталии Мекае- вой, выдержана по всем канонам православия. Не зря липецкий губернатор Олег Пе- трович Королёв сказал после премье- ры: даже если бы трибуны стали па- дать, их поддержала бы на руках Бого- родица… – Вернёмся к оперной музыке. Какие соб- ственно задачи пришлось разрешить, ра- ботая над произведением? – Мне было достаточно сложно уме- стить большое количество событий, за- ложенных в сюжет, – картины в Ельце, Москве, в стане Тамерлана, не считая пролога и эпилога – в короткий времен- ной промежуток – 1 час 20 минут, столь- ко идёт опера. В конце концов, это уда- лось. Идостаточно непросто было напи- сать музыку в предельно сжатые сроки, всего за три недели, это необычайно бы- стрый темп сочинения, но я смог с этим справиться. Значительно больше време- Единая молитва над Быстрой Сосной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz