Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
№ 30 (152), 18 – 24 июля 2011 г. смешанная пенсионная система спо- собна наилучшим образом противо- стоять современным демографическим и экономическим вызовам. Она уже успела доказать свою жизнеспособ- ность в кризисных условиях. Однако есть смысл задуматься о повы- шении эффективности использования существующего формата пенсионной системы, в частности пенсионных на- коплений. Государство должно усилить пропаганду эффективного управления пенсионными накоплениями. Ведь и сегодня, к сожалению, многие молодые россияне безучастны к судьбе своих пенсионных накоплений. Они не пере- дают их в управление негосударствен- ным пенсионным фондам или управля- ющим компаниям. В результате – мы ежегодно теряем покупательную спо- собность средств из-за их обесценива- ния. А это существенно снижает ре- зультативность принятых государ- ством решений. Устойчивое развитие накопительного компонента невозможно без решения проблем, с которыми сталкивается раз- витие распределительного компонен- та, и наоборот. Пенсионные накопления – это один из инструментов обеспечения будущей пенсии российских граждан, наряду со страховой частью пенсии, программа- ми негосударственного пенсионного обеспечения и другими возможными источниками будущих доходов. Нако- пительный элемент рассчитан на длинную перспективу, имеет долго- срочную целевую направленность и в будущем сыграет существенную роль в формировании пенсий молодого по- коления. О системе НПФ В Российской Федерации сложилась и успешно функционирует система него- сударственных пенсионных фондов, в неё входит 150 НПФ. По данным ФСФР России, на 1 января 2011 года заявления о намерении осу- ществлять деятельность в качестве страховщика по ОПС зарегистрирова- ли 117 НПФ. Реально действующие до- говоры об ОПС имеют 104 фонда (88,9 процента). Система негосударственного пенсион- ного обеспечения действует в России уже более 17 лет. За это время создана достаточно совершенная нормативно- правовая база, регулирующая деятель- ность НПФ, система многоступенчато- го контроля НПФ, исключающая воз- можности злоупотреблений и наруше- ний в деятельности фондов. Сегодня НПФ сосредоточили в себе значитель- ные суммарные ресурсы, что позволи- ло им стать одновременно и социаль- ным инструментом, и заметным инве- стором на финансовом рынке страны. С 2005 года негосударственные пенси- онные фонды допущены к работе по обязательному пенсионному страхова- нию в качестве страховщиков и стали полноправными участниками Про- граммы пенсионной реформы в РФ. Негосударственные пенсионные фон- ды – это альтернатива государственно- му Пенсионному фонду. Имея расши- ренную инвестиционную декларацию, НПФ могут инвестировать средства за- страхованных лиц в более широкий пе- речень инвестиционных инструмен- тов, что до настоящего момента позво- ляло им не только получать доход выше, чем у Внешэкономбанка, управ- ляющего средствами «молчунов», оставивших свои деньги в ПФР, но и «переигрывать» инфляцию. Работа с «длинными» деньгами позво- лила негосударственным пенсионным фондам нивелировать последствия ми- рового финансового кризиса и оты- грать убытки 2008 года уже в третьем квартале 2009 года. ИТОГИ 2010 ГОДА ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ОТРАСЛЬ ПРЕОДОЛЕЛА ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА № п/п Наименование показателей 1.01.2008 г. 1.01.2011 г. 1 Количество фондов 240 150 2 Собственное имущество фондов (млн. руб.) 602779,4 908071,1 3 Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) 96431,7 101037,3 4 Пенсионные резервы (млн. руб) 472888,8 643267,8 5 Пенсионные накопления (млн. руб.) 26504,6 155352,2 6 Количество участников фондов (тыс. чел.) 6746,3 6609,1 7 Количество застрахованных лиц (тыс. чел.) 1877,2 7822,6 8 Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.) 1026,2 1358,3 9 Сумма пенсионных взносов за истекший год (млн. руб.) 56397,2 63402,1 10 Сумма пенсионных выплат за истекший год (млн. руб.) 13842,8 26269,9 « П енсионная система Российской Федерации состоит из трёх компонентов: страховой (распределительной), обязательной накопительной и добровольной. Сочетание этих подсистем создаёт структурную основу для устойчивого развития всего пенсионного обеспечения в России, и это позволяет лучше реагировать на возможные финансовые и демографические вызовы, так как каждая компонента обладает своими преимуществами в зависимости от текущей экономической или социальной ситуации. Таким образом, основная задача государства и заинтересованной общественности – не в определении победителя соревнования, какая компонента главней, а в последовательной модернизации этих компонент для повышения их итоговой эффективности». Арий ОКОНИШНИКОВ, руководитель группы проектов Фонда «Центр Стратегических Разработок» 41 общество П Е Н С И Я Работа с «длинными» деньгами позволила негосударственным пенсионным фондам нивелировать последствия мирового финансового кризиса и отыграть убытки 2008 года уже в третьем квартале 2009 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz