Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

36 общество К О С М О С Су-27 12g держит, дальше он рассыпа- ется! А я – ничего». При этом, готовясь к первому полёту, космонавт не просто испытывал перегрузки, подскакивав- шие с 8 до 14g, но и в течение 8 минут управлял кораблём. А как оценить те несколько минут, ко- торые он провёл в открытом космосе, вне корабля, не зная, сможет ли вновь в него вернуться? Сегодня тот случай широко известен. Но тогда, в марте 1965-го, когда ТАСС объявил о полном успехе очередного полёта, первый вы- ход человека в космос вполне мог за- кончиться трагически. Космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту старто- вал 18 марта 1965 года в 10 часов по Москве. Через 1 час 35 минут после старта Алексей Леонов первым в мире покинул космический корабль. Телеви- зионное изображение парящего на фоне Земли человека транслировалось по всем телеканалам. Но возвращения космонавта в корабль на экранах уже не было. А именно оно и стало смер- тельно опасным трюком. В вакууме скафандр космонавта так сильно де- формировался, что о том, чтобы втис- нуться в люк шлюза, не могло быть и речи. Советоваться с Землёй было не- когда. Павел Беляев ничем не мог по- мочь другу. И тогда, нарушая все ин- струкции, Леонов сбросил давление в скафандре не до 0,5 атмосфер, как было положено, а до 0,27 атмосфер. Ска- фандр уменьшился, и только тогда он смог забраться сначала в шлюз, а затем и в космический корабль. «Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190», – делился позже Леонов. С егодня Алексей Архипович рас- сказывает обо всём этом с улыб- кой, меняет темы, легко пере- ключаясь с подробностей космиче- ских на подробности бытовые. Гово- рит о том, как складывалась жизнь, что сейчас волнует космонавтов- ветеранов. Нет, никто из них сегодня не бедствует. Хотя по-разному случа- лось... – В начале 90-х, когда меня уволили из отряда за пять лет до того, как я должен был уйти на пенсию по возрасту, ситуа- ция была действительно аховой. Полу- чал столько, что хватало на несколько бутылок водки. Хотя так жил не только я. Тогда весь народ так жил. – И когда всё это закончилось? – Для меня почти через два года. В 1992 году пригласили работать в Альфа- груп, и я стал представителем принци- пиально другой сферы. – То есть вновь пошли на работу и стали зарабатывать? – А что делать? Как-то выживать надо было. – Если не секрет, что платит государство пенсионеру вашего уровня? Хватает на безбедную московскую жизнь? –Не знаю, насколько безбедную. Но не- давно вместе с американскими друзьями-космонавтами мы попыта- лись перевести мою пенсию в популяр- ные вМоскве доллары, получилось где- то 1200 американских дензнаков. По российским меркам немало. Но я про- фессор, академик, а кроме того, лётчик- инженер-космонавт-испытатель. Нас всего восемь человек, кто удостоился такого звания за всю историю космо- навтики Советского Союза. – Значит, вы получаете больше, чем мно- гие другие ваши коллеги? – Наверное. Но я ведь ещё и генерал по званию. – А если сравнить пенсию генерала с зар- платой рядового сотрудника банка? – Не надо сравнивать. Пенсия меньше. – Согласитесь, во времена СССР это труд- но было себе представить. Космонавты казались небожителями, которым всё доступно и всё подвластно. Считалось, что достаточно однажды слетать в кос- мос, чтобы обеспечить себя на всю остав- шуюся жизнь. И это принималось на всех уровнях. Может, не стоило в таком случае и огород городить с нашими первобыт- ными капиталистическими эксперимен- тами? В конце концов, деньги у вас и тог- да были. – Деньги были, купить на них нечего было. В магазинах пусто. И речь не только о дефицитной бытовой технике, но и об обычном букете цветов. – Однако недостатка в остродефицитных автомобилях вы не испытывали. Говорят, что ими премировали за полёты в кос- мос… № 3 (125), 24 – 30 января 2011 г. Советский и американский экипажи кораблей «Союз-19» и «Аполлон»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz