Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
главная тема 14 З Е М Л Я И Л Ю Д И тета. Словом, он молод, энергичен, контактен, доброжелателен. И потому на откровенно провокационный во- прос, а не кажется ли ему, что на селе всё идёт именно так, как и должно идти, и традиционная русская деревня с её обязательными картофельными гряд- ками, коровами, козами, курами и про- чей живностью должна навсегда остаться в истории, отвечает подчер- кнуто спокойно, даже иронически: – А почему, собственно, мы должны от- казывать селу в праве на жизнь? Оно живёт так, как может и как хочет. – Но если так, то какой смысл помогать ему? – Речь в нашем случае и не идёт о помо- щи. Создание торгово-закупочных ор- ганизаций – коммерческий проект. Причём это вовсе не доморощенное изобретение. Уже десятилетия точно такие же структуры работают на Запа- де, и они доказали свою эффектив- ность. Дроздецкий знает, о чём говорит. По миру он покатался. И не только с тури- стическими целями. Хотя не хуже ему известно и другое. То, о чём и пытаюсь напомнить ему я. – И экономисты, и журналисты про- должают утверждать: крупное сельско- хозяйственное производство эффек- тивнее мелкотоварного. Ну а личное подсобное хозяйство – это вообще ар- хаизм, рудимент давно ушедшей в исто- рию эпохи, и сегодня ни один нормаль- ный фермер не станет распахивать га- зонную травку у дома, чтобы вырас- тить помидоры или морковку… На этот вопрос Дроздецкий отвечает не сразу, что, в общем-то, и понятно. К его бизнесу крупные хозяйства, кажется, не имеют никакого отношения. Но в то же время именно они сегодня устанав- ливают на селе правила игры. И с этим он должен считаться. Как и с тем, что инвесторы спасли распадающиеся кол- хозы и совхозы и в итоге поддержали деревню. И в этом смысле были очень даже полезными. Они обеспечили про- изводство новой техникой, внедряют новые технологии. Кроме того, они за- няли какую-то часть населения. И это тоже плюс. В отличие от крестьян стран Восточной Европы, с падением социа- листической системы немедленно по- кинувших колхозы и совхозы, крестья- не российские уходить из коллектив- ных хозяйств не торопятся. Им ни к чему ни фермерская, ни коммерческая самостоятельность. Никто тем более не готов и к тому, чтобы остаться один на один с российским чиновником. В кол- лективе и вне его, но рядом с ним вы- жить проще. Даже в том случае, если основной источник дохода не обще- ственное производство, а личное под- собное хозяйство. Вот почему и для селян, а значит, и для заготовителя, вопрос, ради чего оказа- лись в глубинке холдинги, вовсе не праздный? Действительно, что заста- вило бывших строителей, оптовиков, владельцев розничных сетей пожерт- вовать частью своего капитала? Ис- креннее желание освоить новое для себя дело, вложить деньги в долгосроч- ные перспективные проекты, развивая все сельские отрасли, или главную роль сыграли сиюминутные меркантильные расчёты? На этот вопрос у моего собе- седника нет однозначного ответа. Да, он видит, что многие предприятия, пришедшие в сельское хозяйство, заин- тересованы в стабильном производ- стве. Уних рассчитанные на перспекти- ву цели. Они вкладывают сред- ства в его развитие, и это уже даёт и обещает ещё более проч- ные результаты. Но он видит и другое, когда фирмы, едва сту- пив на сельскую землю, закры- вают молочные фермы, избав- ляются от молодняка, отказы- ваются от непрофильных, как им кажется, полевых культур. Их цель проще и приземлённее – полу- чить прибыль. Быстро и любой ценой. Ну а раз так, то и все средства хороши, включая самые примитивные. Ради не- медленной прибыли можно отправить домой доярок, можно отказаться от производства кормов, можно даже во- обще ликвидировать какую-либо си- стему земледелия, засеяв всю пашню пшеницей– авось, после нас хоть потоп. Казалось бы, какое до всего этого дело заготовителю? Однако есть дело. Пото- му что самой большой проблемой для «Унипрома» в самом начале его работы были не административные барьеры, не сложности, связанные с созданием про- изводственной базы, и даже не дефицит денег, а дефицит доверия. Причём дове- № 1 (123), 10 – 16 января 2011 г. Фирма «Унипром» готова взять картофель, лук, соленья и варенья прямо с огорода или из подвала Около 40 процентов молока, 60-65 процентов свинины и говядины, 90 процентов картофеля, овощей и плодов производится в 10 миллионах личных подсобных хозяйств, а также более чем 40 миллионами горожан – владельцами садов и огородов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz