Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
35 общество К О С М О С К азалось бы, ему давно пора было забронзоветь. Это сплошь и рядом случается с людьми куда более молодыми и куда менее заметными и именитыми. Он же стал человеком- легендой почти 46 лет назад. И всё это время его знает практически весь мир. Однако известность, похоже, никогда и нисколько не обременяла его. Вот и на этот раз он был приветлив, рассказы- вал забавные истории из собственной биографии и с удовольствием отвечал на вопросы. Самые разные. И удобные, и не очень. С Алексеем Архиповичем Леоновым мы встретились в Москве на одной из экономических конференций. Но гово- рили не о курсе акций и даже не о фи- нансовых катаклизмах, а о звёздах. Точнее о пилотируемом космосе, пяти- десятилетний юбилей которого мы в нынешнем году отмечаем, о непростых буднях и быте космонавтов, о престиже профессии и о том, что сегодня выби- рает поколение next. Непыльные места в столичных офисах или всё-таки «пыльные тропинки далёких планет»? – Алексей Архипович, мне кажется, что если и не космические исследования, то космическая техника двух ведущих «звёздных» держав переживает сегодня не лучшие времена. В России уже не- сколько десятилетий бессменно отправ- ляются на орбиту созданные ещё в СССР «Союзы» и «Протоны», в США заканчи- вают свою жизнь «Шаттлы», и смены ни у тех, ни у других носителей пока нет… – Но и катастрофы здесь тоже нет. Что касается «Союзов», то это надёжная техника. Ну а если говорить о новых машинах, то в ближайшем будущем они у нас появятся. Да, они будут иными, многоразовыми. Но основы управле- ния, заложенные ещё на «Востоке», в принципе останутся. Впрочем, пока здесь трудно предложить что-то рево- люционное. Система ориентации, ги- роскопическая группа, система испол- нительных органов… Всё. Без этого ни- куда не денешься. Можно иметь разные мощности, разные схемы. Но это осно- ва. И с ней космический корабль «Союз» показал себя прекрасной ма- шиной. – Какой смысл в таком случае от него от- казываться? – Нужно сделать корабль не на двух, а по крайней мере на 5 человек. И об этом шёл разговор на одном из недав- них совещаний. Схема предлагается приблизительно та же. Но иными будут вес, габариты и экипаж корабля, кото- рый и составит 5-6 человек. Ну а этот корабль потом можно будет пристег- нуть и к лунной, и к марсианской про- граммам, если таковые появятся. – А вот появятся ли всё-таки новые ракеты-носители? – Да, носитель нужен. Более мощный. И такие ракеты уже разрабатываются. Это «Ангара» и «Русь М». Кроме того, нужен и новый старт. Как известно, основными космическими воротами России в будущем станет не иностран- ный «Байконур», хотя какие-то старты останутся и в Казахстане, а космодром «Свободный» на Дальнем Востоке. Деньги на его строительство уже выде- лили, теперь надо сделать так, чтобыих не закопали. – Вы сегодня бываете в Звёздном город- ке? – Я там живу. – А какживётся космонавту-пенсионеру? И не обязательно вам лично? Тяжело это? Поддерживает государство? – Как и всех остальных пенсионеров. – Но вы же не обычный пенсионер? – Почему? Потому что лётчик- космонавт? Но это профессия такая. И она, кстати, у меня не одна. Все мы ещё и лётчики-испытатели. – А как вам платят? Что учитывают? Зва- ние, достижения? –Нет, пенсия платится за работу. Влия- ет и стаж. А он у меня очень большой. В общей сложности 106 лет выслуги. – Это как? – А так, что 30 лет я служил в отряде космонавтов – с 1960 по 1990 год. А в космонавтике год за три считают. Плюс ещё несколько лет выслуги в истреби- тельной авиации. Ведь все мы начина- ли лётчиками-истребителями. А там год считался за два. Вот так и набежало больше века. Ч то и говорить, цифра фантастиче- ская. Но это, если, считая, вос- пользоваться земной бухгалтери- ей. А если космической? Как, в какие временные рамки вписать те условия, в которых приходилось «работать» кос- монавтам первого набора? «Я на цен- трифуге вращался до перегрузки в 14g! – вспоминал Леонов. – Истребитель № 3 (125), 24 – 30 января 2011 г. Для Алексея Архиповича Леонова не существует неудобных вопросов Алексей Леонов. 1972 год. Портрет художника А.Н. Яр-Кравченко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz