Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
общество Т РА Д И Ц И И 33 № 27 (149), 27 июня – 3 июля 2011 г. наряд. Особенно любили его носить мо- лоденькие девушки на выданье, кото- рые переходили возрастной девичий ру- беж. Наши предки ценили дородных женщин, с формами, считалось, что чем плотнее женщина, чем больше у неё грудь и шире бёдра, тем больше здоро- вого потомства она сумеет воспроизве- сти на свет. Но не надо забывать и о мужчинах. В Долгом мы познакомились с замеча- тельным человеком Сергеем Иванови- чем Потехиным, валяльщиком валенок. Его история вхожения в профессию та- кова. Когда он был мальчишкой, то ва- ляльщики кочевали по сёлам, останав- ливались в каком-то доме, делали ва- ленки и уходили в другое место. А ему, мальчишке, был настолько интересен сам процесс валяния, что он постоянно подглядывал за мастерами. Когда те ушли, он сел на их место и из деревяшки ножичком вырезал болваночку. В их се- мье воспитывалась дочка брата, остав- шаяся сиротой. Вот для неё и свалял ма- люсенькие детские валеночки Сергей Потехин. Сергей Иванович подарил другие детские валеночки музею, а ещё распорки для голенища, чугун, в кото- ром он вываривал валенки. Сергей Ива- нович говорит, что современные вален- ки делаются с применением некоторых препаратов, которые ускоряют процесс «приготовления». Но когда валенок на- мокает, то «садится». А вот валенки, сваленные вручную, не деформируются ни при какой погоде. Большинство людей, которые живут в этой среде, не осознают ценности ста- ринных вещей. Они относятся к ним, как мы к шариковой ручке. Им кажется, что старые юбки, рушники, ковры, чеп- цы, остатки ткацких станов уже своё от- служили, и место им если не на свалке, то в огне. Так в клубе Мураевни, а это большое село, свою изумительную вы- шивку разместили в красном уголке. Понятно, что вышитые полотна старые, иногда и с дырками. Именно поэтому парни, приезжающие на танцы, не вос- принимают дырявые полотнища музей- ными экземплярами. Они могут сорвать экспонат со стенда, вытереть им свои са- поги, отбросить в угол, как ненужную тряпицу, и войти в зал таким щёголем в чистой обуви… . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Л ипецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства с проектом «Мураевенская вышивка» победил в престижном VIII грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В конкурсе участвовали музейные организации федерального, республиканского, областного и муниципального уровней. Рассмотрев более 400 заявок из 74 регионов России, жюри определило 23 инновационных и социально значимых музейных проекта, которые получат финансовую и экспертную поддержку. Награждение победителей состоится в сентябре в Москве. Как сообщила директор музея Ирина Жирова, размер гранта составил 500 тысяч рублей В тему P.S. Что будет итогом экспедиции? Осенняя выставка в Музее народного и декоративно-прикладного искус- ства, эксклюзивные мастер-классы в «Школе ремёсел», красочный буклет… У каждого из нас останутся какие-то свои воспоминания. Я, например, испытала всю прелесть нашего традиционного костюма на себе, когда повязала столетний «хранцузский» платок на голову. В нём практически ничего не слышно – вот почему многие наши русские песни такие громкоголосые… А когда увидела свои фотографии, то сначала было подумала: «Прынцесса». Но по- том, вслед за злобной героиней Инны Чуриковой, решила: «Королевна!»… На том моё сердце и успокоилось… Сергей Иванович Потехин из села Долгое с подарками – чугуном для варки валенок и распоркой для голенищ Покров Фото из архива музея
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz