Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

32 № 27 (149), 27 июня – 3 июля 2011 г. Т РА Д И Ц И И общество зачастую была одна. Тогда в углу складывали сено, стлали на него «ряднушку» – получа- лась детская, где дети не толь- ко играли, но и спали, не боясь свалиться. В Бигильдино праздники от- мечали тоже с размахом. Только молодёжные собрания там назывались пятаками. Об этом нам рассказали потом- ственные учителя Виктор Ни- колаевич и Людмила Никола- евна Беляевы. Они живут в той части села, которое в на- роде носит название «Поль- ша». Почему в русском селе, отстоящем на многие сотни километров от запад- ной границы нашей страны, вдруг поя- вилось такое название, сегодня можно только догадываться. Беляевы говорят, что именно здесь остановились братья- славяне, желавшие подчинить Русь, но бежавшие от наших полков… Где не ступала наша нога К сожалению, до Долгого мы не добра- лись, а музейщики там побывали... По- этому предоставим слово Светлане Ва- лерьевне Иноземцевой. – Долгое – исключительное село. И оде- вались там совсем не так, как в округе. Сплошная Прибалтика. Женщины но- сили полосатые юбки чуть ниже колена. А из-под них торчали великолепные вы- шитые подолы нижних юбок. На ногах у них были половинчатые (чёрные на сто- пе, белые по икрам) шерстяные чулки, которые барышни и демонстрировали. Одна из долговских старожилов вспо- минала, что её мама ходила в этих чул- ках круглый год. Когда мы говорим о женском костюме, то в нём всё прониза- но символикой. Женская голова – это космос. У наших предков было принято давать головным уборам птичьи «име- на»: кичка, сорока, кокошник. Самым праздничным среди них был чепец. Он имеет тканую основу, на которую ряда- ми нашиваются белые кружева. В здеш- них местах их называют гладью. Чем ближе к лицу, тем кружавчики мельче. Между рядами глади нашиваются ещё и цветные ленты, которые на затылке за- вязываются бантом или пуком, а их кон- цы, спущенные по плечам, превращают- ся в нагрудные украшения. Помимо лент из цветной бумаги или раскрашен- ной деревянной стружки делались цве- ты, и этот венок крепился также на че- пец. А на свадьбу всё это великолепие покрывали ещё и дымкой, то есть фатой. И когда смотришь на старинные фото- графии, видишь, что у невесты на голове просто нимб. В соседней рязанской де- ревне Чернава наших долговских деву- шек местные не жаловали, говорили, что уж больно красивые. Чернавские люди были крепостными, их женщины ходили в клетчатых юбках и рогатых кичках. Поэтому и завидовали свобод- ным долговчанам. Если в русских арха- ичных домотканых рубахах никогда не выделялась линия талии, то в долго- вской кофте-цыганке эта линия присут- ствовала обязательно. В Долгом, кто по- богаче, носили бусы из янтаря, у кого денег поменьше – украшения из про- зрачного «ясного» стекла. При этом сами долговские барышни, а сегодня уже бабушки, всегда смеялись над чернавскими девушками. Те складки своих чёрных юбок собирали сзади, чтобы казаться со спины попышнее, как говорили рашьше, чтобы попа (извини- те) пушистая была. А чернавские своё одеяние называли просто – широкий Нина Васильевна Гапонова Домотканое полотенце начала XX века Кокошник Основа чепца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz