Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

31 общество Т РА Д И Ц И И № 27 (149), 27 июня – 3 июля 2011 г. тей крестили… Вот и дожила неспехом до 75-ти годов… Однако о некоторых способах проникновения в будущее рас- сказала: в селе девки на Святки ночью заводили домой петуха с курицей. Если первым зерно клевал петух – значит, верховодить в семье будет муж. Если первой к еде бросалась квочка – жене быть над мужем. Больше всего боялись, если петух устремлялся к воде – быть су- женому пьяницей… – Полосатые юбки моя мама Евдокия Степановна носила только по праздни- кам, – вспоминает баба Катя, недовер- чиво поглядывая в нашу сторону. –При- чём на каждый праздник была своя юбка. Очень мы любили Троицу. Ходи- ли в лес, водили хороводы, пели и пля- сали под гармошку – «страдания», «Се- мёновну», «русского», «матаню». У нас дюже любили «елецкую матаню» – она понежнее, – улыбается Екатерина Его- ровна. – А ещё плясали танец, название которого уже точно и не припомню: два шага назад, один вперёд, а потом кру- житься. Мы его окрестили сразу «В ту степь», потому что он как-то так назы- вался – тустеп… В круге первом, втором, третьем… Кстати, на Троицу у требунской молодё- жи было принято кучковаться, то есть собирался ближний круг друзей, они шли в лес, брали с собой еду и гуляли. Таких кругов было великое множество. – Особенно, когда ходили на «матаню», – рассказывает Нина Васильевна Гапо- нова, ещё одна хранительница требун- ских традиций, участница фольклорной группы. – Кругов по всему селу было много – только выбирай. Плясали тогда везде, где пела гармонь. С разных кон- цов села шли компании навстречу друг другу с песнями под гармошку, баян, ба- лалайку – у кого что было. Но не просто шли, а приплясывали. Затем на одной из улиц встречались и устраивали общий перепляс, а затем снова расходились в свой круг. Нина Васильевна таких «ходоков», как мы, встречает часто. Вот недавно приез- жали к ней фольклористы из Воронеж- ского института культуры. На наше обо- зрение она вынесла несколько узлов с костюмами. Были среди них как истори- ческие, принадлежавшие ещё бабушке, так и «новодел». Нина Васильевна с се- строй Марией Николаевной Мячиной (а обе они в девичестве Кожемякины – двоюродные сёстры) восстанавливают по памяти не дошедшие до нас костюмы. И даже стараются сохранить традици- онную цветовую гамму. Нина Васильев- на вспоминает, что в её семье в полоса- тых домотканых шерстяных юбках хо- дили каждый день, а вот в парчовых – лишь по праздникам и в «церкву». –Мы в церковь ходили всегда, даже ког- да и маленькими были, и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами. Да и родители наши венчались тоже при со- ветской власти, кто здесь, а кто и в Дан- кове. Наш учитель жил неподалёку от храма и видел, когда мыходили на служ- бу. А на следующий день вызывал в учи- тельскую и толковал о том, что в цер- ковь ходить нельзя. Даже когда наш храм закрыли, мы святили пасхи, яйца, куличи, ходили на богослужения в Дан- ков. И венчались тоже все в Данкове. Мы ехали на лошадях, их хвосты укра- шали колокольчиками, а дугу обвивали красивыми полотенцами… Было это всего-то сорок лет назад… А немногим раньше одним из самых шикарных свадебных убранств считал- ся домотканый ковёр – символ достатка семьи. В бигильдинском клубе нам та- кой ковёр показали. Его принесла в местный музей библиотекарь Лариса Владимировна Лаптева. Её бабушка Анна Николаевна Долгих купила этот цветастый ковёр в Данковском женском монастыре сто лет назад. С ним она и выходила замуж. Берегли ковёр пуще золота: доставали только на крестины детей, на Рождество, на Пасху, на Трои- цу и на престольные праздники. Показа- ла нам Лариса Владимировна и русский детский манежик: полосатое рядно, то есть сотканное бело-фиолетовое полот- но. В семьях раньше рождалось по мно- гу детей, а комната в деревенском доме Такими Требунки были сто лет назад Мария Николаевна Мячина с внучкой Викой охомутали музей, то есть подарили конскую упряжь Требунки, Бигильдино и Долгое – сёла самобытные, вольные, их жители не знали гнёта крепостного права. Это отражалось и в одежде. Чтобы много не говорить, наши предки всю личную информацию «надевали» на себя – время экономили. Так вот, в этих сёлах женщины носили полосатые юбки (учёные их окрестили андараками) – как символ незакрепощённости, тогда как крепостные девки – ходили исключительно в клетчатых понёвах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz