Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

29 общество Т РА Д И Ц И И № 27 (149), 27 июня – 3 июля 2011 г. гинский район, который в XIX столетии тоже принадлежал Данковскому уезду, как и Мураевня. И нашли там не только саму вышивку, но и мастериц, готовых поделиться своим искусством. Первой их ученицей стала сотрудница музея, на- родный мастер Елена Смолиевская. И уже скоро в музейной «Школе ремёсел» каждый сможет научиться вышивать по мураевенским канонам у Елены Генна- диевны. Хождения по бабушкам Следующим пунктом музейной экспе- диции стала сама данковская земля. Тут уж мы не остались в стороне. В середине июня нынешнего года журналист и фо- токорреспондент «Итогов недели» ока- зались в команде Светланы Иноземце- вой. Нас ждали в двух сёлах: Бигильди- но и Требунки. Изначально цель была одна – пополнить запасники музея не только мураевенской вышивкой, но и предметами материальной культуры на- ших предков, обживавших некогда эти места. Эта цель была достигнута. Но не она оказалась в итоге самой важной. Мы окунулись в совсем иной мир, со своими законами, языком и представлениями о чужаках. Неожиданно мы поняли, что время действительно, скорее всего, не физическая величина, а наше о нём представление. Исконная русская ста- рина предстала перед нами не сказочной и не «нафталиновой». Она до сих пор никуда не исчезла и сохранилась в на- ших бабушках, её так и не вытравила ни коллективизация, ни унификация. Удивительные люди встречались нам на пути: кто-то радушно открывал перед нами калитки, кто-то сурово не пускал даже на порог, для некоторых мы сами были диковинными городскими экзем- плярами, которые надо показывать в музеях, а были и те, кто с пониманием отнёсся к нашей работе и даже помогал преодолевать «трудности перевода». Требунки, Бигильдино и Долгое – сёла самобытные, вольные, их жители не знали гнёта крепостного права. Это от- ражалось и в одежде. Чтобы много не говорить, наши предки всю личную ин- формацию «надевали» на себя – время экономили. Так вот, в этих сёлахженщи- ны носили полосатые юбки (учёные их окрестили андараками) – как символ незакрепощённости, тогда как крепост- ные девки ходили исключительно в клетчатых понёвах. Первой, кто нас приветил в Требунках, была Нина Григорьевна Яфтурина. Что- то нездешнее читалось в её фамилии, да и говорок у неё не то чтобы совсем ино- земный, но и не местный. Так и есть. Главная хранительница требунских тра- диций – уралочка. Она родилась в рус- ской деревне в Удмуртии, замуж вышла за чуваша, а в Требунках живёт с 1957 года.Жизнь этоймилойженщиныпохо- жа на судьбы миллионов её современ- ниц, детей войны. Пережив военное ли- холетье, голод, смерть близких, она приехала на родину отчима, где в 33 года от роду с двумя детьми на руках оста- лась вдовой… В требунском клубе Нина Григорьевна проработала 20 лет, гово- рит, что и сейчас не прочь бы вернуться, да сил уже осталось не много. Почти с самого начала своей культпросветской работы она стала собирать местный фольклор, искать старинную одежду, в Доме культуры даже организовала Фото начала XX века из архива Музея народного и декоративно-прикладного искусства Светлана Иноземцева и Лариса Владимировна Лаптева в музее Бигильдино Традиционный женский костюм села Долгое Городской костюм начала XX века. Фотография сделана в Данкове Нина Григорьевна Яфтурина – хранительница традиций Требунок

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz