Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
26 № 27 (149), 27 июня – 3 июля 2011 г. С М Ы С Л общество князю! Князь же уловил лежащий на поверхности смысл – простолюдинка заставляет его на себе жениться – и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» Не уло- вил в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и враче- вать его, и с небрежением отнёсся к словам её. Не понял вложенного в них смысла – проиграл Февронии в мудро- сти и в благородстве, поскольку сразу же замыслил в сердце обман: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять её себе в жены». Нет в нём оговоренного Февронией как условие врачевания смирения. Княже- ская гордыня (княжеская жена – про- столюдинка, не ровня ему!) взяла верх. Ради временной выгоды (выздоровле- ния) готов и грех совершить – обма- нуть! Чувствуется торжество при возвраще- нии выздоровевшего героя, победите- ля змея, в родной город Муром. Добил- ся вроде бы он намеченной цели – из- бавился от язв. Но намеченной цели не добилась Феврония. И Божественный Промысл не сбылся. Не была она об- манщицей и не собиралась хитрить и лукавить, когда велела передать князю, чтобы один струп оставил. Она испы- тывала Петра – мужа ведь себе выбира- ла, княжескую гордыню побороть хо- тела ради спасения его души. От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, причина-то её не устране- на! Сердце князя не стало смиренным: не выполнил обещания жениться на простой девушке, разболелся больше прежнего. Ситуация повторяется, но князь ведёт себя уже совершенно по-иному: не приказывает его лечить, а просит вра- чевания. Смирился. Феврония без гне- ва и гордыни приняла княжеское изви- нение, ибо ожидала его. Зная же Боже- ственный Промысл о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю пред- стоит доказать в жизни, что сможет быть её верным супругом, данным ей Богом. Если раньше, казалось, Февро- ния могла только робко поставить условие, которое князь проигнориро- вал, то теперь она твёрдо его диктует, ибо творит Божественную волю. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуя этой Бо- жественной воли о себе, то на сей раз «даст ей твёрдое слово». И, получив ис- целение (не просто тела, но и души – кротостьюи смирением!), взял её себе в жёны. Так Феврония стала княгинею. Свершился Промысл о них: не послал бы Господь в качестве испытания кня- зю болезнь, не нашёл бы тот себе вер- ной супруги в лице дочери древолаза… Последующая их семейная жизнь сви- детельствует о том, что Феврония не просто стала Петру верной супругой и княгиней, но и достойной его: мудрой, ведущей спасительным путём своего мужа. А князь Пётр становится достой- ным Февронии супругом. Ради жены своей, следуя заповедям Божьим, отка- зывается он от княжеской власти: на предложение бояр выбрать или пре- стол, или жену Пётр предпочтёт жену и согласиться оставитьМуром: «Блажен- ный же князь Пётр не возлюбил вре- менного царствования больше запове- дей Божьих, но, следуя заповедям Его, соблюдал их, как и богогласный Мат- фей в своём Евангелии пишет. Ибо ска- зано, что если кто отпустит жену свою без обвинения в прелюбодеянии и же- нится на другой, тот (сам) прелюбо- действует». Правда, отплыв от Мурома и очутившись на острове, впадёт в уны- ние. Тогда уже Феврония укрепит его чудом: благословит срубленные дерев- ца, и на следующий день они снова за- зеленеют, что станет прообразом их возвращения домой. А награда им обоим за праведную жизнь – венец небесный. Когда приспело время благочестивого преставления их, то умолили они Бога, чтобы даровал им в один час предстать пред Ним. И завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перего- родку на две части. Сами же в одно вре- мя облеклись в монашеские одежды. И назван был блаженный Пётр в иноче- стве Давид, что значит «возлюблен- ный», надо понимать – и Богом, и су- пругой. Преподобную Февронию на- рекли при постриге Ефросинией, что переводится «радость», в данном слу- чае – и радость спасения. Преподобная Ефросиния, выполняя послушание, вышивала воздух (по- кров) для соборного храма Пречистой Богородицы, когда преподобныйПётр-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz