Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
25 общество С М Ы С Л № 27 (149), 27 июня – 3 июля 2011 г. разума, управляемого Богом, а не во- лею человека, к которому прийти мож- но только через смирение. Им и наде- ляет автор соответственно мудрую и смиренную Февронию и мужественно- го и самовластного князя Петра. …Князь Пётр был младшим братом правящего в Муроме благоверного князя Павла. Если княжеская власть от Бога, то и княжеское служение – мир- ское служение Богу: защита Отечества, православной веры и народа своего. Препятствует этому служению искони ненавидящий добро и род человече- ский дьявол. Не имея возможности уязвить самого князя (он – благовер- ный, то есть пребывающий в вере), дьявол пытается действовать через его жену, поскольку венчанные муж и жена являют собой единую плоть. Повинуясь братской любви, Пётр ри- скует жизнью ради Павла и решается на сражение со змеем-искусителем снохи. Был он молитвенником и лю- бил уединённую молитву в загородной церкви женского Крестовоздвижен- ского монастыря. Поскольку юный князь благочестив, Господь через отрока-ангела помогает ему раздобыть агриков меч, которым можно змея по- бедить. Существенно, что меч князь Пётр обретает в алтаре церкви Воздви- жения честного и животворящего Кре- ста Господня. Ибо только крестом и можно побороть дьявола. Крест – сим- вол спасения. Животворящий крест – жизнь дающий и в этом веке, и в буду- щем. Погибая, змей совершает послед- нюю свою козню: «окропил блаженно- го князя Петра кровью своею». На теле князя появились язвы (уязвлён- ное тело!), и «нашла на него болезнь тяжкая». Видимая болезнь – суть про- явления внутренней: одолев змея, Пётр впадает в грех гордыни. Духовная немощь выступает струпьями и язвами по всему телу. Гордыню можно побороть смирением, но его пока князю недостаёт. Желая ис- целиться от внешнего проявления бо- лезни – струпьев, он ищет врачей в сво- ём владении и не находит. Может быть, для лечения тела он и нашёл бы, но для исцеления души (и тела!) необходим был особый врачеватель, из другой земли. В этом и проявляется Промысл Божий. Разве при иных обстоятель- ствах могла бы произойти встреча му- ромского князя и рязанской девушки-простолюдинки? В селе Ласково отрок князя находит мудрую (то есть наделённую Божьей Благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая способна излечить князя, но при ряде условий. В этой готовности девушки взяться за врачевание больного князя и кроется подвиг служения ближнему своему. Уже изначально она готова пожертво- вать собой ради больного человека и связать с ним свою жизнь! А ведь она даже не знает, как он выглядит! Покры- того гнойными струпьями человека красавцем не назовёшь! Не во внешней красоте, видимо, тут дело. Духовными очами она прозревает своё предназна- чение – исцеление души своего супруга и их будущее спасение в жизни вечной. Феврония умна, то есть духовна; князь – разумен, то есть рассудком пытается постичь непостижимые вещи. Вот и пытается Феврония через череду испы- таний выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суже- ного, но и хочет это сделать. Первое условие: «если будет мягок сердцем и смирен», то обретёт исцеле- ние. Не проявил князь сразу смирения, задумал обмануть простую девушку. Зная об этом, Феврония выдвигает но- вое условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная – мудрая – загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой кня- зю? Цель вроде бы одна – супружество, да смысл разный. Именно ей самой при- дётся позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой Феврония-Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово мужу. Она выбирает обещание, чтобы не оставить неисполненного долга. Её труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она одна Живописная версия «Жития святых Петра и Февронии Муромских» санкт-петербургского художника-иконописца Александра Постева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz