Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

41 культура М Ы С Л И П О П О В О Д У . . . Чарльза Буковски. Вечно шатающийся по дешёвым гостиницам и сомнитель- ным барам бесприютный лентяй- писатель, щедро одарённый черней- шим чувствомюмора и обаянием оран- гутанга. А у Гришковца – ну прямо зе- фир в шоколаде. С непримиримо жизнеутверждающей позицией. Разве так бывает вообще? Но со временем мнение моё изменилось и сделалось более благосклонным. Как читатель пытливый я решил дать автору ещё один шанс. И неспешно ознакомился с ещё несколькими книжками. Что по- настоящему «зацепило» – удивитель- ная последовательность в развитии ху- дожественного образа главно- го героя. А это является пер- вейшим признаком того, что прозаик не пытается влезть в чью-то шкуру, но повествует именно о себе, искренне, без самолюбования и без прикрас. Наилучшей иллюстрацией к моему тезису служит трилогия о «ЖЖизни», являющаяся своеобразной выжимкой, пе- чатной версией, «копи-пейстом» из блога Евгения Гришковца на ресурсе LiveJournal.com. Сразу бросилось в гла- за, что манера рассуждения в дневни- ковых путевых заметках самого Евге- ния удивительным образом совпадает с тем, как это делает главный герой лю- бой из его пьес или повестей. Гришковец – великолепный наблюда- тель. Он действительно наделён талан- том замечать оттенки бытия, абсолют- но неинтересные глазу обывателя. Как тот мальчик в детском саду за оградой, стоящий на одной ноге, самозабвенно исполняющий придуманную на ходу песню акробата. Будто бы он и есть акробат, выделывающий безумные пи- руэты на арене. На самом ли деле пред- ставлял себя карапуз артистом цирка или это лишь плод буйного воображе- ния Евгения Гришковца – неведомо, но прозвучал этот пассаж чертовски прон- зительно. Или то, как метко обнаружи- вает писатель сатирическое в, казалось бы, самых заурядных бытовых ситуа- циях. Не без избыточного романтизи- рования, однако. Положа руку на серд- це, не слишком уж симпатичным пред- ставляется некий милейший, но сильно-сильно пьющий дядя из Жени- ного детства, у которого всегда в карма- не наличествовал для соседского ре- бёнка «замусоленный леденец». Согла- ситесь, нам, к сожалению, с подобным в реальности приходится сталкиваться слишком часто, и это не больно-то ве- село при ближайшем рассмотрении. Вообще, стоит признать, известная приземлённость сюжетов, препарируе- мых автором, делает его до крайности понятным для общественности. Когда я выше упомянул о философско- экзистенциальной идее, имелось в виду то, что все рассказы-миниатюры Гриш- ковца – о нашем с вами существовании здесь и сейчас. О попытке осмысления, зачем всё это. Об ироничном взгляде на окружающих и себя. Думается, что это и есть главный конёк Евгения, в кото- ром ему сегодня нет равных. Посмею даже предположить, что именно ему удалось занять столь почётную нишу, в которой ранее блистали и властвовали Аркадий Райкин и затем – глубоко по- читаемый самим Гришковцом Михаил Жванецкий. Имеется в виду не юмор на эстраде, но способ видения и подачи от первого лица комичного и трагичного, обыденного и возвышенного в нашей обще- человеческой судьбе. С ак- центом на русский народ, естественно. Кстати, в смысле патриотических настроений можно было так сильно не усердствовать. Поигрывать на исторической пред- определённости и щедро за- правлять повествование сма- кованием типично нацио- нальных архетипов наподо- бие запотевшей рюмочки водки – отдаёт каким-то За- дорновым, честное слово. Подобная сюжетика гораздо более слюноотделительно и подробно уже разрабатыва- лась, напоминаю, тем же Жванецким в памятном мо- нологе о пикнике на пляже. Говорить, что ты готов с Мар- са прославлять президента и правительство во главе с премьер-министром и при этом лубочно «живописать» небесный рай – вообще без комментариев. Раз уж вы такой политкорректный, господин Гришковец, то уважайте религиозные чувства окружающих, а то дешёвым плебейством попахивает, не обессудь- те. Когда я шёл на «+1» (с «плюсом один» в списке приглашённых, кстати, как это принято в модных клубах), нисколько не сомневался в том, что увижу. Подоб- но, наверное, и всем прочим, забившим до отказа зал театра. Гришковец нам ну- жен, даже при некоторой его патетич- ности. Ведь он – это мы, как ни странно. И слабости простить Гришковцу можно – кто из нас без греха? И кто из нас не считает себя «плюсом один к человече- ству», как было истолковано название пьесы автором? Я бы от себя добавил, что в данном контексте «плюс один» – это Гришковец плюс ещё один Гришко- вец. Тот, который есть, существует в ре- альности и выходит из-за кулис, и тот, которым он мог бы стать – космонав- том или полярником. А если даже не «+1», то любая другая пьеса – это всё равно тот же Гришковец. На которого мы ходим строем, осыпаем цветами, критикой и похвалами, негодованием и восторгами. Один на всех, на самом деле, – и без плюса. . Роман ХОМУТСКИЙ. Фото сайта odnovremenno.com ООО «ТД «СтальСоюз». Реклама Гришковец нам нужен, даже при некоторой его патетичности. Ведь он – это мы, как ни странно. И слабости простить Гришковцу можно – кто из нас без греха? И кто из нас не считает себя «плюсом один к человечеству», как было истолковано название пьесы автором? № 25 (147), 13 –19 июня 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz