Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
11 В О П Р О С Н Е Д Е Л И -М ы являемся членами Всероссийской ассоциации профсоюзных организаций студентов. Поэтому, когда заявление Дворковича прозвучало, мы связались с Москвой, Воронежем, Белгородом, Брянском. Наша общая позиция такова: поскольку советник Президента России высказал своё личное мнение, то мы не будем делать никаких официальных заявлений. То есть акций протеста не Валерий Петрович КУЗОВЛЕВ, ректор Елецкого государственного университета -М ы удивлены позицией помощника Президента. Отменить стипендии – большого ума не надо. Но кто просчитал: что за этим последует? Может быть, для кого-то 1200-1500 рублей – не деньги. Но для студентов, обучающихся в вузах малых городов, эта сумма достаточно приличная. И государство всегда поддерживало тех, кто своей учёбой заслуживал это. Мы считаем, что предложение Дворковича не очень удачное и оно не должно быть реализовано. Последствия этого шага могут быть абсолютно непредсказуемыми. Обеспечить работой всех студентов взамен стипендий никакой вуз не сумеет. У нас есть бизнес-инкубаторы. Но они могут дать работу лишь сотне студентов. А ведь в вузах обучаются тысячи человек. Что делать остальным? Потому что столько вакантных рабочих мест нигде нет – это нереальная перспектива. Сегодня налицо стремление сбросить с государства как можно больше обязанностей, которые раньше оно прекрасно выполняло. Это опасная тенденция. Но она, к сожалению, просматривается не только в предложении Дворковича, но и в Законе «Об образовании», который сегодня обсуждается. Я думаю, что вузовское сообщество отрицательно отнесётся к подобным инициативам. Марина Владимировна ЧЕРКАШИНА, директор Липецкого филиала Московской гуманитарно- технической академии -М ы работаем на рынке образовательных услуг уже 15 лет. В Уставе образовательного учреждения закреплено, что обучение у нас платное. И если говорить о нашем филиале, то в нём реализуется заочная форма обучения. Поэтому, как правило, нашими студентами являются люди работающие. Они хотят либо сменить свою профессиональную деятельность, либо им не хватает образования и знаний. На мой взгляд, человек должен учиться всю жизнь. Поэтому для нас неудивительно появление в аудиториях и пятидесятилетних студентов. Наша российская образовательная традиция как раз и была сильна непрерывной системой образования. Это стимулирует людей и создаёт здоровую конкуренцию на рабочем месте. То есть мы сейчас говорим о качестве не только образования, но и всей жизни, о модернизации российской экономики. А это всё люди, профессионалы, с качественным образованием, которые добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. В этом, на мой взгляд, разницы между серьёзными государственными и негосударственными вузами нет. Но у человека всегда должен быть выбор. Чаще всего в государственные вузы на бюджетные места очной формы обучения приходят вчерашние школьники. Но работающим людям очень удобна заочная форма образования. И, тем не менее, совмещать даже заочное обучение с работой очень тяжело – процесс усвоения знаний, который должен быть системным, страдает. Одно дело, если студент – взрослый человек. Другое – молодой. Прямая задача студентов – учиться! А работать им в это время или нет – их личное дело. Кто-то всё успевает, кому- то подобной прыти не дано, а кто-то полностью поглощён, к примеру, наукой. Идея совмещать учёбу с работой не может быть навязана сверху. Эта позиция достаточно шаткая. Нужно определиться: платить стипендии всем успевающим или же только тем, кто имеет высокие оценки, кто нацелен на получение качественного образования. Платное обучение ограничивает доступ к высшей школе детей из малообеспеченных семей. Мне кажется, что если человек талантлив, то он должен быть поддержан государством в полной мере. В конце XIX века русская наука поднялась благодаря голодающим студентам-разночинцам, но тогда людьми двигали высокие идеи. Если говорить об идеях и целях каждого из нас в современном обществе, то возникает много вопросов. А науку делают в основном фанатики. Они есть всегда. Но мозг надо кормить, тогда он будет лучше работать. Когда я училась, то получала повышенную стипендию. Её мне хватало на три недели. Потом на помощь приходили родители. Но тогда стипендии были соизмеримы с заработной платой. А нынешние… Но кому-то и эти маленькие деньги – в помощь. На мой взгляд, сегодня можно говорить о градации стипендий, поднять их до прожиточного минимума, чтобы студент прежде всего учился, а не думал о хлебе насущном. Тогда он будет социально защищён в правовом российском государстве. Сергей Александрович ПОЗДНЯКОВ, председатель правления ассоциации студентов Липецкой области, председатель профкома студентов ЛГТУ будет. Если только за этим заявлением не последует каких-то официальных действий. Для студентов стипендия – это их зарплата и дополнительный стимул хорошо учиться. Можно даже в этой связи упомянуть и об имидже: родителям очень приятно, когда ребёнок не только радует их отличной успеваемостью, но и получает за неё денежное вознаграждение. Да и сами ребята могут гордиться, что не сидят на родительской шее. Надо хорошо делать одно дело, в случае со студентами – получать знания, чтобы по окончании вуза стать первоклассными специалистами. Конечно, можно одновременно и учиться, и работать, но когда гонишься за двумя зайцами, можно ни одного не поймать. Я, кстати, узнал об инициативе Дворкови- ча от самих студентов. Мгновенная реак- ция на позицию помощника российско- го Президента показательна. Ребята сра- зу же организовали группу в Интерне- те, начались обсуждения, и порой очень эмоциональные. Кто-то даже пожелал Дворковичу в период летней сессии в со- рокаградусную жару побегать почтальо- ном. Были на форуме и такие предполо- жения, что Дворкович специально забро- сил «удочку», чтобы проверить реакцию студентов. Студенческое сообщество от- реагировало резко, были призывы выйти на улицу. Кто-то даже подумал, что пред- ложение отменить стипендии – это от- влекающий маневр, чтобы ослабить кон- троль студенческого сообщества над раз- работкой нового проекта закона «Об об- разовании». ЛГТУ – технический университет. Найти себе подработку по специальности практически невозможно – на производстве нужны образованные специалисты. У нас на всех формах обучения – почти семь тысяч студентов, «дневников» – порядка пяти тысяч. Из них в прошлом семестре только 1 900 человек получали стипендию. № 3 (125), 24 – 30 января 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz