Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

47 куль т у ра Т Е А Т Р В субботу, 28 мая, погибла в авто- катастрофе заслуженная актриса России Ольга Мусина. Несчастье случилось, когда Ольга ехала на свой вечерний спектакль. В юбилейном сезоне ей остава- лось сыграть две роли, которые были в числе её самых любимых, – Аркадину в «Чайке» и Веру в мело- драме «Лист ожиданий». Она ушла на пике популярности, успеха и признания. Ольга наверняка сы- грала бы ещё очень много ярких и запоминающихся образов, поко- рила бы много вершин… Гастроли вМелихово стали для этойяркойи полной жизни талантливой жен- щины последними. Выражаем глубокое соболезнова- ние близким, родным и коллегам Ольги Мусиной и всем любящим её зрителям. ваешь увидеть громадные залы, бога- тое убранство. Как в художественных лентах. Оказалось, мелиховский дом Антона Павловича отнюдь не из этой серии. Что, надо сказать, чрезвычайно прибавляет ему в какой-то невыдуман- ности, в хорошем смысле слова – при- землённости. Все жилые комнаты, спальни, за исключением, пожалуй, го- стиной, столовой и кабинета, не ска- зать чтоб уж совсем крохотные, но и просторными их язык не повернётся назвать. Притом они полны разноо- бразными предметами, явно приобре- тёнными семьёй в разные годы, но со- хранёнными. Стиль дома в целом вы- держан в довольно эклектичной мане- ре, что как раз изрядно оживляет пространство. Слышатся и отголоски модерна, и венские стулья, модные в ту эпоху, наличествуют наравне с резны- ми буфетами. Как рассказывала нам Ксения Абрамовна Чайковская, к соро- ковой годовщине со дня кончины Ан- тона Павловича (1944 год) от дома практически ничего не осталось, он стремительно разрушался. И его спасе- нием мы обязаныМарии Павловне Че- ховой – сестре писателя. В фондах му- зея хранятся детальные описания каж- дой из комнат, чертежи и зарисовки, сделанные Марией Павловной по па- мяти: вот здесь был рояль, тут столик с зелёной лампой, картина висела в этом углу… К восстановлению приступили лишь в 1957 году. Зато сегодня на сте- нах даже обои такие же, как были при Чеховых. «Ах, если бы у меня был театр…» По праву главным собы- тием в музее-заповеднике считается «Мелиховская весна», хотя регулярно от- мечаемых дат в календаре музейных мероприятий, конкурсов и фестивалей наберётся ещё почти пол- тора десятка. И всё же – дань литературному и драматургическому та- ланту классика отдают именно театры. «Ах, если бы у меня был театр…» – писал Чехов. Антон Пав- лович, он, наконец, есть у вас! В 2006 году на базе Госу- дарственного литератур- но-мемориального музея- заповедника Антона Пав- ловича Чехова был создан профессио- нальный коллектив Мелиховский театр «Чеховская студия». Художе- ственным руководителем стал режис- сёр Владимир Григорьевич Байчер. Труппа, по сути, не имеет аналогов: она единственная в России функционирует при музее. При этом уже активно выез- жает на гастроли, сотрудничает со мно- гими приглашёнными актёрами. В ре- пертуаре – кто бы мог подумать? – естественно, преобладают пьесы Чехо- ва. Хотя иПушкин уже был и ещё будет. – Сейчас мы решили Антону Павлови- чу дать немного от себя отдохнуть, – признаётся испол- нительный дирек- тор театра Дарья Салмина . – Идёт работа над двумя новыми постанов- ками, и это не че- ховские вещи. Хотя мы пропитаны Че- ховым. Когда живёшь в этих местах не- делями, чувствуешь этот дух, энергия начинает буквально пронизывать тебя. И, конечно, играть в чеховском имении его же пьесы, причём используя усадь- бу как декорацию, – это дорогого стоит. «Чеховская студия» открыла нынеш- нюю «Мелиховскую весну» ориги- нальной версией «Дуэли», где пруд «Аквариум» играл роль Чёрного моря. Традиционную «Чайку» пред- ставила Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и юно- шества. Россия, Украина, Словения, Польша – таков был интернациональ- ный состав фестиваля. И, конечно, Липецк. Когда-нибудь актёры, кото- рые давно работают в липецком теа- тре и помнят зарю «Вёсен», как, ска- жем, народный артист России Михаил Леонидович Янко, напишут в своих мемуарах и про двенадцатый по счёту фестиваль. И у него будет свой эмоци- ональный окрас, своё значение, свой вес. Просто должно пройти время. Оценить сейчас масштаб произошед- шего события, степень успешности нашей постановки сложно, да и не стоит, наверное. Слишком свежи пока воспоминания. Необходимо дать па- мяти срок самой выбрать и сохранить лучшее. До следующей весны, думаю, переосмыслить успеем. А пока – с 90-летием, театр! . Роман ХОМУТСКИЙ, Елена и Владимир БОРИСОВЫ (фото) № 23 (145), 30 мая – 5 июня 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz