Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

14 главная тема В Ы С Ш А Я Ш К О Л А вые, так и внеплановые проверки со всеми вытекающими последствиями. – В России всё большее распространение получает платное высшее образование. И речь в данном случае не только о частных институтах. Для них образование, повто- рим, – действительно бизнес. И ничего больше. Ну а для государственных? Поче- му в одном вузе и даже в одной группе со- существуют две категории студентов – те, кто получает стипендию за своё обуче- ние, и те, кто за тоже самое обучение пла- тит. Насколько это логично для государ- ства, позиционирующего себя в качестве социального? Ведь в Чехии, Швеции, Норвегии, Франции, большинстве вузов Германии высшее образование для сооте- чественников бесплатно. В Финляндии же оно бесплатно даже для иностранцев. – Очевидно, у нас не те возможности. И это один момент. Другой – в вузах есть бюджетные места, позволяющие гото- вить специалистов, в которых страна нуждается. Однако не будем забывать и о людях, которые просто хотят учить- ся? Никто ведь не отменял их конститу- ционного права на образование, в том числе и на, быть может, невостребо- ванное, высшее юридическое или эко- номическое. Как быть с ними? Учить бесплатно? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте опять же познако- мимся с цифрами. Общая численность студентов вузов и филиалов Липецкой области на 1 января 2011 года составля- ла 42301 человек, в том числе на плат- ной основе обучались 24463 человека, или 58 процентов. И эти цифры не ме- няются на протяжении последних не- скольких лет. Вот и в 2010 году вузы Липецкой области приняли 7627 чело- век, из них на платной основе – 4330 студентов, или 57 процентов. Конечно, было бы прекрасно, если бы бюджет смог профинансировать обучение всех желающих. Но более чем вдвое увели- чить количество бюджетных мест в ву- зах государство не может. Это огром- ные деньги. По разным оценкам, стои- мость годового обучения одного сту- дента обходится государству в 78–112 тысяч рублей. – Юрий Петрович, извините, но мы так и не выяснили, почему стране не хватает инженеров… – Потому что абитуриенты мечтают поступить на платный юрфак, а не на бюджетное литейное производство. Кто виноват? По-моему, в своё время все мы, но прежде всего власть и биз- нес, очень постарались опустить пре- стиж профессии инженера, что называ- ется, ниже плинтуса. И опустили. В итоге родители захотели и хотят видеть своих чад и домочадцев адвокатами, банкирами, даже офисными клерками, но ни в коем случае не инженерами- металлургами, машиностроителями, химиками. Ну а после того, как рухнула промышленность, вузам ничего не оставалось, как снизить набор студен- тов на технические специальности. На- пример, если лет 20-30 назад ЛГТУ ежегодно выпускал до 75 прокатчиков, штамповщиков, кузнецов, то сейчас не более 45. В два с лишним раза сокра- тился выпуск инженеров-сварщиков. А поэтому нет ничего удивительного в том, что экономика области испытыва- ет дефицит инженерных кадров. Не хватает инженеров-металлургов, инженеров-механиков, строителей. Расходятся, как «горячие пирожки», электрики и компьютерщики. Между тем среди самых модных у абитуриен- тов – конторские и управленческие специальности. И в том числе опять же экономика и управление на предприя- тии, бухгалтерский учёт, анализ и ау- дит. А абсолютный рекордсмен – управление персоналом. Конкурс среди желающих поуправлять кадрами в про- шлом году достиг почти 50 человек на одно бюджетное место. – Очевидно, грызть гранит науки здесь студентам легче и приятнее – ни высшей математики, ни физики, ни сопромата. Особенно яростные критики российской средней школы считают даже, что это она во всём виновата и готовит недорослей, абсолютно не желающих учиться. Вы с ними согласны? – И да, и нет. Нет, потому что лучшие школы областного центра и области выпускают ребят, которые готовы к лю- бым конкурсам и поступают в самые престижные вузы России: МГУ, физтех, бауманку. Они побеждают на олимпиа- дах федерального уровня и приобрета- ют серьёзные преференции. В частно- сти, 37 липецких выпускников стали в 2010 году лауреатами физико- математической олимпиады «Профес- сор Жуковский» и получили возмож- ность поступить в ЛГТУ без вступи- тельных испытаний. А да, потому что нельзя не отметить, что качество зна- № 22 (144), 23 – 29 мая 2011 г. В ЛГТУ хорошие библиотека и читальный зал, которые никогда не пустуют

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz