Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
13 главная тема В Ы С Ш А Я Ш К О Л А № 22 (144), 23 – 29 мая 2011 г. Чтобы ответить на эти вопросы, кор- респондент журнала «Итоги недели» отправился в крупнейший в регионе Липецкий технический университет. Как выяснилось, проректор вуза по учебной работеЮрий Качановский к такой беседе был вполне готов и даже существенно расширил её рамки, пред- ложив познакомить абитуриентов и их родителей с новыми образовательны- ми программами и особенностями ны- нешнего зачисления в ЛГТУ. – Но, если не возражаете, Юрий Петро- вич, начнём всё-таки с заявленных уже тем. С того, в состоянии ли высшая школа откликнуться на громкий президентский призыв «Россия, вперёд!» Может ли она, как и прежде, готовить современных вы- сококвалифицированных инженеров, о дефиците которых в нашей стране гово- рят уже довольно давно, хотя и не очень понятно, откуда он? Ведь машино-, трак- торо-, судо-, авиастроение и другие от- расли, рухнувшие 20 лет назад, не вос- становлены до сих пор. Между тем все те вузы, которые существовали в СССР, про- должают «штамповать» специалистов. И делают это сейчас не только они, но и многочисленные частные институты. Объясните, куда же в таком случае де- лись инженеры? – Объясню. Но сначала несколько цифр. В области сегодня действуют 22 вуза. Если вспомнить, что в советские времена их было всего четыре – три дневных и филиал Всесоюзного финансово-экономического заочного, пополнение грандиозное. Однако про- филь подавляющего большинства но- воявленных учебных заведений – гу- манитарный или экономический. Спе- циалистов технических направлений, то есть инженеров, кроме техуниверси- тета, готовят ещё один-два вуза. Остальные делать это просто не в со- стоянии. – Почему? – Потому что предпочитают готовить экономистов, юристов, менеджеров. Высшее образование стало сегодня очень доходным бизнесом, ну а любой бизнесмен производит и предлагает тот товар и те услуги, которые востребова- ны. И это, во-первых. А во-вторых, подготовка инженеров требует солид- ных стартовых затрат. Если для обуче- ния юристов нужна пара комнаток, вы- сокопарно названных аудиториями, и несколько преподавателей, пригла- шённых из тех же госуниверситетов, то техническому вузу необходима серьёз- ная лабораторная база. А это баснос- ловные деньги. Примеры? Вакуумная установка для нанесения нанострук- турных покрытий стоит 850 тысяч ру- блей, машина для испытаний механиз- мов на трение и износ – один миллион 150 тысяч, газовый хроматограф (при- бор для измерения концентрации ве- ществ) – полтора миллиона, разрывная испытательная машина – 650 тысяч ру- блей. Даже современный кондуктометр (прибор для измерений электропро- водности и солёности) – это 52 тысячи рублей, а пирометр (прибор для бес- контактного измерения температуры тел) – ещё 36 тысяч. Ни один частный предприниматель не вложит в оборудо- вание ни копейки, если сможет зарабо- тать и без таких вложений. – В результате высшие учебные заведе- ния, как государственные, так и частные, продолжают тысячами готовить юристов, бухгалтеров и экономистов. И особенно преуспели в этом новоявленные, изви- ните, иронизирую, «токарно-лингви- стические» и «слесарно-исторические» институты и университеты, искренне вознамерившиеся объять необъятное и дать родине специалистов самого широ- кого профиля. Вот только зададимся всё- таки вопросом, нужны ли такие специа- листы родине и, если нет, то что с ними делать? Может быть, есть смысл при- крыть образовательные бизнес- структуры, лишив их гослицензий и ди- пломов гособразца? – Количество негосударственных ву- зов, возможно, слишком велико. Одна- ко коль скоро мыживём в правовом го- сударстве, то и лишить вуз лицензии или аккредитации дозволяется только в рамках законодательно прописанной процедуры. Если, скажем, площадь учебных помещений вуза, квалифика- ция профессорско-преподавательского коллектива, результативность научной деятельности, качество знаний студен- тов не соответствуют государственным требованиям, он может и должен быть лишён права выдавать документы госу- дарственного образца (аккредитации), а потом и права ведения образователь- ной деятельности. И государство, как мне кажется, должно твёрдо и последо- вательно применять своё право на кон- троль и оценку условий образователь- ной деятельности, проводя как плано-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz