Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

47 гид Т Е А Т Р Ы ветник, товарищ председателя Окруж- ного суда, страстный театрал, возглав- лявший Елецкое общество любителей музыкального и драматического искус- ства, писал: «Елец – город театраль- ный. Театральное искусство всегда пользовалось в нём общественным вниманием и почётным положением в культурном слое населения. В нём когда-то процветало «Елецкое обще- ство любителей музыкального и дра- матического искусств», насчитываю- щее в числе своих членов многих пред- ставителей высшего городского и по- мещичьего кругов, проявлявшее в го- роде интенсивную деятельность и об- ладавшее капиталом и театральным инвентарем...» Лопатин был незаурядной личностью: режиссёр, постановщик, талантливый актёр и замечательный писатель. В его бытность труппа елецкого театра на- считывала более 40 человек. Постанов- ки спектаклей проходили в здании теа- тра. Но... настоящего театра в Ельце не Народный дом в Ельце. Нача ло ХХ века Актриса Гликерия Федотова Дом трудолюбия. Начало ХХ века было. Спектакли показывали в город- ском манеже – «низкое каменное зда- ние с пристройками, угрожавшее по своей ветхости разрушением». В На- родном доме (здание театра «Бе- нефис»), в Доме трудолюбия (1897), в клубе велосипедистов-любителей (зда- ние современной школы искусств). В елецких театрах играли Пушкина – «Моцарт и Сальери», «Руслан и Люд- мила», Гоголя – «Ревизор», «Женить- ба», Островского – «Тяжёлые дни», «Праздничный сон до обеда», «Же- нитьба Бальзаминова», «Беспридан- ница», «Заварила кашу – расхлёбы- вай», «Лес», «Сама себя раба бьёт, коли не чисто жнёт», Чехова – «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», Турге- нев а – «Записки охотника» . Александрова-Крылова – «В осадном положении», Мольера – «Тартюф», «Скупой», «Хоть тресни, а женись». Ельчане очень любили литературно- музыкальные вечера, которые органи- зовывали в домах купцов и других за- житочных граждан. «На Чтениях и концертах в елецком Доме трудолюбия, кроме трудолюбцев, присутствовали слушатели из наиболее демократического слоя городского на- селения – частью безвозмездно, а ча- стью за умеренную входную плату, от 10 до 50 копеек. Такая публика мне осо- бенно была по душе, и участие в этих Чтениях мне приносило душевное удо- влетворение», – писал Лопатин. Елецкий театр серьёзно влиял на обще- ственную жизнь города, наполненную высокими идеями Просвещения. До революции в Ельце проживали 45 ты- сяч жителей. Исчерпывающая характе- ристика города зафиксирована в про- токоле заседания педагогического со- вета мужской гимназии от 9 августа 1912 года: «Елец хотя и уездный город, но довольно большой, в нём находятся два театра (городской театр и народ- ный дом), три электротеатра, три клу- ба, шесть садов и почти всегда приез- жий цирк, кроме того, в городе числит- ся с лишком сто разнообразных об- ществ, членами которых, от времени до времени, устраиваются лекции...». Теа- тры жили на заработанные средства и на пожертвования купцов-меценатов Заусайлова, Черникиных, Желудкова, Петрова, Ростовцевых. И, надо сказать, прежние богачи были настоящими це- нителями искусства. Правда, рассужда- ли о нём кто как умел. Вот что пишет в своём письме купец М.И. Ростовцев: «...спектакль (Пуш- кин, «Борис Годунов») прошёл очень хорошо, места все были проданы, даже были подставные стулья, публика была разная, но исключительно город- ская, дворян почти никого, офицеров много, музыка полковая... Бориса исполнял А.А. Петров. Очень хорошо, да и костюмы чисто царские, начиная от сапог дошапки – дорогой парчи с са- моцветными камнями... В воскресенье назначен опять «Борис Годунов» по удешевлённым ценам... Вернусь назад про спектакль: впечатление всё-таки у меня осталось хорошее, в особенности при открытии занавеса, когда вышли все участвующие уже совсем готовые в костюмах, кроме А.А. Петрова и дам участвующих. Стали полукругом, а Емельянов, который играл Басманова, во фраке читал заметно свое- го, а может быть, и общего сочинения стихотворение, обратясь к бюсту Пушкина, довольно хорошему, гипсо- вому или ещё из чего-либо... около которого стояли два стража в старинном вооруже- нии с бердышами, окружёнными, кро- ме того, растениями, лавровыми дере- вьями... Всё время, когда говорил при- ветствие Пушкину Емельянов, и кон- чая словами «мы возложим венок на голову великого поэта», в это самое время Звенигородская опускает венок на голову Пушкину. Картина получи- лась довольно эффектная и красивая, с торжественностью. Начался спектакль вместо назначенного 8 1/2 в 9 1/2, было 9 картин. Постановка была до- вольно медленная, так что закончи- лась во втором часу...» (Это письмо хранится в частном архиве Владимира Александровича Заусайлова, потомка знатного рода купцов Заусайловых). О театре Ельца с похвалой отзывался Немирович-Данченко: «Театр в Ель- це... увлекателен в художественных во- площениях вечной правды жизни». . Екатерина ЧЕРНЫХ. Фоторепродукции Владимира КУЛИКА Иллюстрации любезно предоставлены Елецким краеведческим музеем Немирович-ДАНЧЕНКО: Театр в Ельце... увлекателен в художественных воплощениях вечной правды жизни № 21 (091), 17–23 мая 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz