Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

43 культура Ю Б И Л Е Й – не пошёл на смотр художественной самодеятельности. Тогда волейболом серьёзно занялся, и мне вдруг осточер- тела моя роль Тарапуньки. Я тогда не побоялся официально заявить отказ. – У знаю черты независимого характера нынешнего Михаила Янко! А вообще юмор, комические роли вам, кажется, всегда были близки? – Я не был обделён комедийными ро- лями. Но юмор – это ещё и всегда хоро- шая голова. При юмористическом складе ума в голове у человека успевает произойти гораздо большее количе- ство операций, чем при отсутствии юмора. То есть индивидуум, обладаю- щий этим чувством, – умный человек, а без него – соответственно… Поэтому я с глубоким удовлетворением заявляю: с чувством юмора у меня всё в порядке. – Но всё-таки по душе вам больше коме- дийные или драматические роли? – Комедию сыграть, чтобы действи- тельно было смешно, – очень трудно. Если мы говорим о хороших пьесах, как, например, «№13»Куни. Здесь при- сутствует блестящий тонкий англий- ский юмор, вызывающий вовсе не жи- вотный смех. И чтобы на этом уровне играть, ты должен выложить целый ар- сенал умений, что-то такое из себя из- влечь оригинальное, неизбитое. У Островского – свой юмор, у Достоев- ского – тоже… У Чехова совершенно иные вещи возникают –он все свои пье- сы упорно называл комедиями, но ведь там столько драмы, столько трагедии. – Не наступают ли вам молодые актёры на пятки? –Яработаюв театре Толстого, где сегод- ня много молодёжи. И если я вижу дей- ствительно талантливых ребят, которые завтра не уйдут работать в ночной клуб, то есть решивших посвятить себя цели- ком театру, искусству, то я только раду- юсь их успехам. Я не думаю тогда, что кто-то наступает мне на пятки, мне про- сто с ними интересно. И сам могу поде- литься своей энергией. И от них зара- зитьсяихмолодойэнергетикой.Мне хо- чется быть свидетелем и участником взаимного творческого процесса. – Вы легко воспринимаете свой возраст? – Совершенно спокойно. Когда-то Алек- сейПетренко сказал, что делоне в возрас- те, а в актёрской энергии, которая в тебе ещё осталась. Когда её будет недоставать, надо честно признаться себе в этом. По- нять, что ты уже просто не тянешь. Это мера честностикаждого артиста. – Я помню вас по ролям ярким, часто героя-любовника. Не кажется вам, Миха- ил, что тогда вы менее критично относи- лись к себе, чем сейчас? – Я стал действительно более взыска- тельным и строгим к себе. Но главная оценка для меня – моя личная. – Когда вы играете, находите глаза в зале? – Иногда выхватываешь чей-то взгляд. Иногда по позе человека можно по- нять, как он слушает, как в нём отзыва- ется твоя игра. И есть качество тишины – когда зал так слушает, что ты понима- ешь – спектакль попадает в точку. – Вам важно, когда, допустим, ваш сын в зале – тогда играете для него? –Нет. Но я всегда помню, что этот спек- такль смотрит и мой сын – молодой че- ловек совсем другого поколения, уже отличающегося от поколения моей до- чери, а разница у них в восемь лет. Для меня всё это важно – как молодёжь вос- принимает нашу работу. – Может быть, нужна какая-то такая пье- са, которая бы связывала разные поко- ления? –Об этом надо думать – и драматургам, и режиссёрам, и актёрам. Это действи- тельно большая проблема. Мы уже большую потерю понесли, когда реши- ли полностью откреститься от совет- ского прошлого, развенчали все преж- ние идеалы и отказались от них, а те- перь снова пытаемся найти жизненные ценности. Разрыв происходит даже в нас, не успевших подробнее, внима- тельнее расспросить наших уже умер- ших отцов об их жизни, о Великой Оте- чественной войне, которую они пере- жили и в которой победили. Они не лю- били рассказывать. И мой отец не лю- бил. Теперь я жалею, что не был на- стойчив в своих расспросах. – Как вы считаете, наши дети сегодня знают, что такое патриотизм? –Сейчасонвидоизменился. Знаюдопод- линно, что мой сын Филипп, доведись какая-то опасность для нашей страны, пойдёт защищать – защищать какие-то свои ценности. У молодых они есть. Су- ществует потребность защищать свой созданныймир. Простомыне очень уме- ем к нему пробиться, понять. Но надо стараться.Мы, ужепожившиеиопытные люди, сильно отстали сегодня от наших детей по части технологий, современно- го мышления и компьютерных знаний. Но мы сами порой отгораживаемся от них, назидая, что у нас жизненный опыт и всякие пройденные этапы, а они, мол, ещё зелёные, ничего не испытавшие. Это не так. Чтобы двигаться вперёд, надо учиться у молодёжи. Наверное, это един- ственный путь, чтобыне уйти в тираж. – Но как вы чувствуете, можно ли теа- тральным искусством воздействовать на молодёжь? – Уверен, что да. Сегодня уже наелись телевидением, в котором почти невоз- можно найти что-то стоящее, несмотря на многоканальность. И кино мало ра- дует – там правят не режиссёры, а про- дюсеры, актёры не играют, а так, наи- грывают, всё как-то вполсилы, потому что больше и не требуется. У меня был опыт в кино, и он меня мало вдохновил. Наоборот, сегодня у зрителей особенно чувствуется потребность в театре. И те- перь наша задача не разочаровывать его какими-то проходными коммерче- скими или антрепризными постанов- ками, а найти то, что ему близко, что со- ответствует запросам сегодняшнего дня, экспериментировать, заниматься исследованием человеческих отноше- ний. Главное, соблюсти меру вкуса и та- ланта. Думаю, сегодня в нашем театре такой потенциал есть. . Елена ДОБРЯКОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) №2(072), 18–24 января 2010 г. «Старомодная комедия»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz