Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
№20 (090), 10–16 мая 2010 г. к ультура П Е Р С О Н А 43 нравственные табу художники сохра- няли. А вот когда стало всё разрешено, стало скучно. – Наша история была и остаётся предме- том яростных споров. Кому-то хотелось бы вычеркнуть из неё недостойные, по их мнению, страницы и имена. В том чис- ле и не менее знаменитую, чем «Бульдо- зерная», выставку «Новая реальность», на которой тогдашний лидер СССР Пред- совмина Никита Сергеевич Хрущёв вос- пользовался ненормативной лексикой, чтобы предельно популярно выразить собственное художественное кредо. Но- вые идеологи мечтают избавиться от Ста- лина, чья персона стала причиной недав- них либеральных атак на московского мэра. Что думаете по этому поводу вы? – У нас ужасная история, как, впрочем, и у большинства государств мира. И у меня нет готового ответа, как быть со Сталиным. Понимаю, что простить ему лагеря и миллионы погибших невоз- можно, но я понимаю и то, что многие ветераны с его именем шли в бой. Так что, какой бы она ни была, а знать свою историю необходимо. Да, надо пом- нить её трагические страницы, но и не уподобляться унтер-офицерской вдо- ве, в чёммыпреуспе- ли в годы перестрой- ки и едва не засекли себя до стойкого комплекса истори- ческой неполноцен- ности. Конечно, есть люди, которые хоте- ли бы, чтобы чув- ство вины стало на- шей национальной идеей. Но Россия не может позволить себе быть слабой. Она будет либо сильной, либо её не будет вообще. – Это уже идеоло- гия… – Да, идеология. Причём на самом элементарном уров- не: есть Родина, есть мы, есть наше буду- щее, за которое мы в ответе. Я не говорю, что мы обязаны пре- бывать в состоянии мобилизации. Но мы должны быть крепким, стойким, сильным, сплочён- ным народом. – А как же деньги – современный эквива- лент всего и вся? – Увы, новые ценности уже почти уни- чтожили культуру. Её как будто нет. Она ушла. Между тем человека делают именно культура и искусство. От того, что он читал, какуюмузыку слушал, ка- кие картины, фильмы смотрел, зависит всё. Это оставляет след на всю жизнь, это формирует человека. Ну а кого мо- гут сформировать дикости, которые це- лыми днями показывают по телевизо- ру. Поющие, танцующие, осваивающие фигурное катание ряженые – вся эта квазикультурная тусовка на фоне но- востной крови и грязи – такие же китч, пошлость, как и политинформация на скотном дворе. – Может быть, возвратить остаточный принцип, по которому финансировалась культура в советские времена, когда на первом месте была тяжёлая промышлен- ность, на втором – сельское хозяйство, а дальше полагалось быть филармонии и всему остальному? – Я думаю, остаточный принцип всё- таки предпочтительнее нынешнего фи- скального беспредела, когда с регио- нальной организации Союза художни- ков требуют 1 миллион 37 тысяч руб- лей в год за аренду земли, или, чтобы понятнее было, приусадебного участка размером в 50 соток, которые занима- ют мастерские художников. Представь- те, миллион за огород. – По-моему, мы всё же увлеклись финансово-политическими проблемами. Если не возражаете, возвратимся к ис- кусству и, в частности, к вечному вопро- су, всегда волновавшему доморощенных ревнителей нравственности, – эротике в скульптуре и живописи. – Часто она просто обязательна, пото- му что лишённые плоти и крови люди становятся искусственными, плоски- ми, скучными. Между тем восторг, вос- хищение, даже вожделение, помножен- ное на мастерство, часто и превращают банальное «ню», в котором упражня- ются даже начинающие художники, в величайшее произведение искусства. Так что к эротике я отношусь положи- тельно. – В жизни многих художников огромную роль сыграли женщины. А в вашей? Кто женщина для творца – муза, любовница, натурщица? – В идеале – муза, любовница, натур- щица, а ещё умница, к тому же интелли- гентная, преданная, понимающая. Мне не 20 лет, и с женщинами я знаком дав- но и близко. Не могу о них сказать ни- чего плохого. Не был знаком с женщи- нами, которые бы оказались стервами, змеями или чем-нибудь в этом духе. Неприятные женщины меня, к сча- стью, обошли стороной, и я страшно благодарен им за это. – А тем, кто не обошли? – Им я благодарен ещё больше. И жен- щинам, которых любил и люблю. И женщинам, с которыми дружил и с ко- торыми дружу до сих пор. – И последний вопрос, Александр Евге- ньевич. Понимаю, что для художника творчество – и работа, и образ жизни, и хобби. И всё же есть что-то ещё? – Гитара. Авторская песня. Что-то на- писал сам. С удовольствием слушаю других. Пою Окуджаву и остальных бардов. Иэто, как и скульптура, тоже на всю жизнь. . Виктор СТРАХОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz