Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
главная тема 14 Б Е З О П А С Н О С Т Ь транспортных самолётов, Липецк – максимум для малых «тушек» – Ту-134. Однако всё остальное сегодня, одно- значно, в нашу пользу. В Липецке есть всё, чтобы наблюдать за движением са- молётов, что называется, от запуска двигателя до их выхода за пределы зоны, равно как и наоборот. За этим по- стоянно следят руководитель полётов и несколько диспетчеров. Вместе с ними мы и «увидели» летящий из столицы Як-40 задолго до его приземления. На экране радиоло- катора самолёт появляется за 200 километров – таков радиус дей- ствия радара. Спустя несколько минут, уже на подходе к аэропор- ту, лайнер с обоих направлений «встречают» приводные радио- станции с ближнимии дальними радио- маяками. Ну а на одном из направлений – 331 – четыре года назад была установ- лена СП – система посадки, или та са- мая курсо-глиссадная система, которая, будь она в Смоленске, позволила бы польскому пилоту и в туман безоши- бочно вывести лайнер на взлётно- посадочную полосу. Хотя не только. Оборудование самолётов класса Ту-154 позволяет садиться на ВПП, оснащён- ные СП, по приборам, то есть практи- чески вслепую. Липецк не рассчитан на большие «тушки». Но Як-42, имеющий на борту необходимое оборудование, местный аэропорт вполне мог бы при- нять на полосу СМК 331 даже при метеоминимуме 30 на 400, где первая цифра – высота облаков над ВПП, а вторая - видимость. Но здесь многое зависит от мастерства пилота. К сожалению, история отечественной гражданской авиации знает примеры, когда самоуверенные КВС (командиры воздушного судна) пытались на спор посадить самолёты по приборам, не- смотря на то, что в этом не было ни ма- лейшей нужды. В 1986 году такая по- пытка закончилась катастрофой в Са- маре. Из 93 человек, находившихся на борту грозненского Ту-134, 70 погибли. Оставшийся в живых КВС осуждён. До- казательства его вины суду предостави- ли, в том числе и «чёрные ящики», бес- страстно фиксирующие все переговоры экипажа между собой и с землёй и па- раметры полёта. Они же должны ответить и на главный сегодня для поляков и россиян вопрос, что стало причиной гибели почти 100 человек, направлявшихся из Варшавы в Катынь? Ну а пока таких данных нет, озвучиваются самые разные версии трагедии. Так называемые независи- мые эксперты договорились даже до того, что смоленские диспетчеры долж- ны были закрыть аэропорт и отправить польского президента в Москву или в Минск. Правда, при этомникто не заду- мался, какие дипломатические послед- ствия мог иметь подобный демарш. В отличие от «наивных» экспертов это прекрасно осознавали мои липецкие собеседники, и на прямой вопрос о том, кто должен был принимать решение об уходе на запасной аэродром, однознач- но отвечали: только командир польско- го Ту-154. Прекрасно говоривший по- русски (а поэтому и не было нужды в общении на английском), он не мог не понимать предупреждений и рекомен- даций смоленских диспетчеров. Одна- ко вынужден был их проигнорировать. Почему? Ответ на этот вопрос, повторя- ем, как раз и должны дать «чёр- ные ящики», рядом с которыми мы оказались в самом конце на- шего знакомства с радиообору- дованием. И в очередной раз убедились, что «чёрные ящи- ки» – вовсе не чёрные и вовсе не ящики. В нашем случае – это оранже- вые шары. Они, пожалуй, самые проч- ные приборы в самолётах. И это, увы, жестокая необходимость, поскольку благодаря их показаниям расшифрова- ныпричины десятков, сотен катастроф. Благодаря им буквально кровью напи- саны инструкции, цель которых не до- пустить повторения трагедий. Как провожают самолёты Задача была трудной, но, как нам каза- лось, вполне выполнимой. Чтобы в по- лёте не было мучительно страшно – есть такая болезнь аэрофобия, развив- шаяся по причине затянувшегося пере- рыва в полётах, мы решили прихватить с собой початую бутылку коньяка. Для храбрости. И газовый баллончик. Для защиты от строгих стюардесс, если им вдруг не понравится наш скромный Старший инспектор досмотра Татьяна Татаринова предлагает оставить на столе содержимое карманов В службе досмотра Липецкого аэропорта работают в основном женщины, но ни один спецзлоумышленник на борт допущен не был В Липецке есть всё, чтобы наблюдать за движением самолётов, что называется, от запуска двигателя до их выхода за пределы зоны, равно как и наоборот. За этим постоянно следят руководитель полётов и несколько диспетчеров № 19 (089), 3–9 мая 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz