Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество В Е РА 34 №2(072), 18-24 января 2010 г. ся сознательным и ежеминутным стро- ителем душ собственных детей, и на тех, кто это дело пускает на самотёк, полагая, что их главная миссия – ро- дить и вскормить, тем самым свой долг ограничивая. Поэтому иногда удивля- ешься слепоте родителей в отношении своих собственных детей. Стоит на ис- поведи мама, вслед за ней – дочка лет осьмнадцати. Подходит мама и гово- рит: «Батюшка, я даже не знаю, о чём с вами говорить на исповеди. Я благода- рю Бога, что у меня дочь – совершенно не такая, как все остальные: и домосед, и всё-то она помогает, у нас с ней пол- ное взаимопонимание». «…Ну что ж, матушка, – говорю, – нельзя не разде- лить вашу радость, но мы с вами всё ж покаемся: наверно, не всегда вычиты- ваем утренние и вечерние молитвоч- ки…». «Да, да.., да уж какие там молит- вочки, некогда особенно: у меня и то, и другое, две работы, я занимаю долж- ность…». «Ну что ж, помоги вам Госпо- ди». Подходит дочка: «Ну что, батюш- ка, всё начистоту?». «Ну, конечно, на- чистоту, – говорю, – иначе какой смысл исповедоваться?». И смотришь уже не на дочку, ибо она – в «обычном» состо- янии современной расцерковленной молодёжи, а на маму. Смотришь, ищешь её глазами в храме, пытаешься разгадать тайну этого человека, кото- рый абсолютно слеп в отношении жиз- ни собственной дочери. Это – иллюзия собственного влияния на ребёнка. В действительности же такое влияние достигается ежедневными творчески- ми усилиями над просвещением души ребёнка, над каким-то разумным кон- тролем, над ориентацией этой молодой души в системе ценностей. Равнодушие к просвещению, воспитаниюдетей, как правило, приводит к жестокой распла- те. Такое, может, плохое слово скажу: нужен своего рода спортивный прес- синг. Непрестанный. Конечно, с любо- вью. Не так, чтобы ломать, не так, что- бы лишить всякой свободы… Но лю- бовь знает методы, которые помогали бы ребёнку развиваться. Мы, как стар- шие, должны вести, всегда помогать, направлять, интересоваться. Но, к со- жалению, таких родителей (даже в православной гимназии) – меньшин- ство. Дитя их всегда отличается от ре- бёнка тех родителей, которые себя дис- танцируют, считают, что всё должно организоваться само собой: Господь, создав мир, и промышляет об этом мире. Но каждый из нас, родив ребён- ка, призван ежедневно и ежечасно за- ботиться о его возрастании, пока он станет по-взрослому осознанным. – М ой следующий вопрос – о наказа- нии… – Святитель Феофан не был против на- казаний, в том числе и телесных. Осо- бенно для мальчиков. Вообще я вижу: чем строже с мальчиками обращаются, тем больше пользы. Разгильдяйство, распущенность, начиная с нынешнего отставления навыка пеленать малышей (как раньше нас всех пеленали в стру- ночку после рождения). Теперь это не- популярно. Теперь с помощью пампер- са, который надевается с первых дней жизни, ребёнок представляет из себя таракашку, который сучит ручками, ножками направо и налево. Свобода действий приходит к нему тогда, когда нет ещё никакого навыка обращения с этой свободой. Более жёсткая, чёткая организация помогает и мальчикам, и девочкам сохраниться в нерастленном состоянии, в смирении подчиняться. Это необходимо до какого-то разумно- го возраста, когда уже не страшно отпу- стить на волю, когда в ребёнке вырабо- тался внутренний стержень нравствен- ности. Да, наказание – крайняя мера, но даже среди взрослых много тех, кто позже вспоминает о таких моментах с благодарностью: помню, попробовал курить, папа мне всыпал, и у меня тут же появился надёжный иммунитет. Так Фото Александра ГОСТЕЕВА Влияние старших на ребёнка достигается ежедневным просвещением его души

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz