Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество В Е РА 32 №2(072), 18-24 января 2010 г. – Батюшка, когда мы говорим «воспитан- ный человек» или же «невоспитанный», мы часто даже не задумываемся о значе- нии этого слова – оно почти штамп. Ска- жите, пожалуйста, что для вас означает выражение «человек, воспитанный в православных традициях»? – Это тот, кого воспитали хорошие вос- питатели. Если воспитатели поставили своей задачей вырастить из сына мате- матика, не будучи сами математиками, они могут достичь этой цели. Но воспи- тать человека как носителя православ- ной культуры, не будучи самим приоб- щенными к ней, невозможно. Как гово- рит Иоанн Богослов: это передаётся от уст к устам, от сердца к сердцу. Любя- щий родитель бережёт это как самое великое сокровище не только в теоре- тической форме, но и теммиром семей- ным, особым расположением, той си- стемой ценностей, которая царит в доме, во взаимоотношениях между все- ми членами семьи (старшими, младши- ми)… Ежедневные уроки этой самой культуры и впитывает молодая душа, как губка. Конечно, хорошо, когда се- мья определяет главенствующее влия- ние, а не улица, не двуликое, как Янус, образование современное, которое претендует на многое, но, к сожалению, зачастую не даёт главного. – Для нас если человек воспитан, он уже хорош. А в чём различие понятий свет- ского воспитания и православного? – Не могу с вами согласиться. Что зна- чит воспитан, хорош? Если он не плюёт в общественных местах на пол? В «Ти- пиконе»* видим такие удивительные указания для монашествующих: во время пения шестопсалмия никто да не дерзнёт ни плюнути, ни харкнути. Чи- тая такое, мы удивляемся: какими же должны были быть монашествующие тогда, что нуждались в таких наставле- ниях? Общая светскость, к сожалению, может быть прикрытием такой низо- сти и подлости души!.. Не зря святи- тель Феофан в своих педагогических рекомендациях советует чаще исполь- зовать слова «прилично» и «непри- лично», не гоняясь за какими-то мод- ными светскими стандартами обходи- тельности, так называемым дамским угодничеством, лоском мужских отно- шений. Например, для того, чтобы вступить в лондонский клуб джентльменов, нуж- но, как минимум, десять лет нигде не работать, то есть жить только на диви- денды со своих капиталов. Явно, что подобное состояние человека может привести к определённой дезориента- ции в пространстве вообще. Воспита- ние же с православной точки зрения – это, прежде всего, приобщение к пра- вославной культуре, и собственный пример здесь – главная движущая сила. – Батюшка, я вдруг задумалась: а слова «нравственность» и «духовность» – си- нонимы? – «Нравственность» – хорошее слово, неразрывное с православной мыслью и жизнью. Это чувство добра, которому следует человек, всегда старающийся поступать по внутреннему соотноше- нию добра и зла, склоняясь в сторону первого. А понятие «духовность» сей- час очень размыто. И колдовство име- нуется духовностью, и любовь к балету, поэтому, когда мы говорим о духовно- сти, надо всегда конкретизировать: православная духовность. Разумеется, духовность предполагает нечто неви- димое, большее, чем материальное и измеряемое, нечто заочное, трансцен- Игумен ЛУКА: Иногда удивляешься слепоте родителей… Несколько встреч в редакции с игуменом Лукой… В Липецке батюшка бывает довольно часто. Он — директор православной гимназии имени святителя Василия Рязанского и заведует кафедрой теологии Рязанского государственного университета, настоятель университетского храма. Сегодня мы говорим о воспитании детей. А вообще редакция планирует опубликовать пять бесед с игуменом Лукой, касающихся самых разных житейских тем * Типикон (с греческого – образ, тип) – Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников. «Более жёсткая, чёткая организация помогает и мальчикам, и девочкам сохраниться в нерастленном состоянии, в смирении подчиняться» Фото Владимира КУЛИКА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz