Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
общество А В Т О Р С К О Е П РА В О 40 №16 (086), 19–25 апреля 2010 г. ся эпитет «длинногривый», который присутствовал в оригинальном тексте, и поэтому я сделала коня белогривым. На следующую ночь родилась мелодия, с которой через несколько дней я позна- комила своего супруга Александра Ми- хайловича. Ему она очень понравилась, и мы принялись разучивать и репетиро- вать наш «Мороз». Впервые исполнили её за новогодним столом в 1955 году в доме у моей сестры. Родным она на- столько пришлась по душе, что при- шлось петь её весь вечер снова и снова. Именно по настоянию родственников, я набралась смелости и попросила Масса- литинова – хорового худрука – послу- шать своё новое произведение. Песня была оценена по достоинству, и мне дали «добро» на её оркестровку. Но сво- его звёздного часа «Морозу» пришлось ждать ещё целых два года. В конце ноя- бря 1956 года ко мне подошёл руководи- тель нашего оркестра Павел Иванович Шматько и предложил послушать, что получилось. Наши с мужем голоса сразу легли на музыку, да так, что аккомпани- ровавшие оркестранты в один голос воскликнули: «Здорово!» и зааплодиро- вали. А на другой день после единствен- ной репетиции в Воронеже хор собрался на гастроли в Удмуртию, с заездом вМо- скву для записи нового материала. В столице, в Центральном доме звукоза- писи, с десяти до двенадцати утра на плёнку легли практически все подготов- ленные песни, после чего Шматько предложил порепетировать «Ой, мороз, мороз» с оркестром. Мыпропели её всего один раз и были го- товы записываться, но… звукорежиссёр остановился на том самом единствен- ном дубле и переделывать что-либо не видел резона. Буквально неделю спустя «Ой, мороз, мороз» уже вовсю крутили по радио, а на нас с Александром Ми- хайловичем нежданно-негаданно обру- шился шумный успех. «Мороз» начал своё победоносное шествие по стране. Но беда была в том, что ни руководитель оркестра, ни звукорежиссёр не поинте- ресовались, кто сочинил слова имузыку, поэтому и на пластинке, и в программах выступлений песня значилась как на- родная… . Роман ХОМУТСКИЙ комментарий -Я думаю, липчанам было бы приятно, если бы суд под- твердил авторство Морозовой-Уваровой. Но, с учётом того, что процедура разбирательства длится уже не один год и пока не увенчалась никаким вразумительным ре- шением, верить в достижимый законным путём результат всё сложнее. К сожалению, оказать серьёзную поддержку заслу- женной певице наше управление не в силах. Мы действуем в соответствии с Бюджетным кодексом, и если бы он позволял произвести экспертизу за наш счёт, мы бы непременно пош- ли на это. Но статьи расходов на подобные акции бюджет не предусматривает. В своё время я от имени управления уже об- ращалась в Министерство культуры за советом, но даже там не смогли ничего порекомендовать. В Госдуме, в различных обще- ственных организациях, в СМИ сейчас начали достаточно се- рьёзно поднимать проблемы, связанные с соблюдением ав- торских прав. Возможно, это выльется в изменение и пере- смотр некоторых юридических норм, которые более чётко ре- гламентировали бы защиту интеллектуальной собственности. Считаю, что сейчас Марии Павловне целесообразно действо- вать при содействии правовых структур и организаций, адво- катских контор, которые ориентируются в вопросах, связан- ных с авторскими правами, гораздо лучше, чем мы, работни- ки культуры. Татьяна Васильевна ГОРЕЛОВА, начальник областного управления культуры и искусства заказ можно сделать по тел.: 77-55-68, 77-33-35 Впервые «Ой, мороз, мороз» Мария Павловна исполнила вместе с мужем Александром Уваровым за новогодним столом в 1955 году Фото Н. ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz