Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
39 общество А В Т О Р С К О Е П РА В О никто толком не разобрал. Только что- то про мороз. Наш руководитель Кон- стантин Ираклиевич Массалитинов оборвал певунью: «Что ты там бурчишь себе под нос, ничего не слышно, ничего не понятно! Знаешь песню «За горою, у колодца»? Вот её и спой!» Нина немного осмелела и сумела довольно вырази- тельно справиться с заданием. Мне по- ручили позаниматься с новенькой и по- мочь ей овладеть репертуаром. Тогда же я и попросила девушку рассказать про песню, с которой она начала. Кроме двух куплетов Нина ничего вспомнить не смогла, упомянула лишь, что дальше – «что-то про разбойников». Мелодию первого голоса она тоже не знала. Запи- сав текст, я отложила листок в свой ар- хив. А спустя пару лет он опять попался мне на глаза. В тот момент я подыскива- ла песню, которую мы могли бы испол- нять в хоре на пару с мужем. Строчка «Ой, мороз, мороз, не морозь меня» буквально овладела мною. Подумала, а почему бы не сочинить полноценную песню на основе этих двух куплетов? Кое-что заменила, переработала, при- думала за ночь ещё два четверостишия. Мне, допустим, почему-то не понравил- -В феврале нынешнего года мы предприняли попытку обратиться в Центр судебных экспертиз, что- бы они вынесли экспертное заключение по поводу оригинального музыкального произведения: действительно ли Мария Павловна является автором песни «Ой, мороз, мороз». Но столкнулись с серьёз- ной проблемой: изначально была озвуче- на одна сумма, но затем она увеличилась в несколько раз! Планировалось прове- сти автороведческую экспертизу, но этим дело не ограничилось, – в Центре настаи- вали ещё и на искусствоведческом анали- зе, а также на проведении некоторых дру- гих изысканий. Расходы не должны были превысить сорока тысяч рублей, но за проведение дополнительных исследова- ний услуги экспертов оценили уже в две- сти. Таких больших денег ни у нашей ор- ганизации, ни у Марии Павловны нет, поэ- тому мы вынуждены были отказаться. Сейчас подготовлен пакет документов для подачи в Советский районный суд. Несмо- тря на то, что мы не можем представить заключение экспертной комиссии, у нас есть свидетельские показания. Мы распо- лагаем и некоторыми документальными источниками. Ходили разговоры о неком изданном ещё в 1936 году сборнике народного фолькло- ра, в котором якобы встречается песня, весьма и весьма напоминающая «Ой, мо- роз, мороз»… Называется он «Фольклор русских крестьян Яунлаткайского уезда» и был издан в Латвии под редакцией Д.И. Фридриха. Однако произведение, даже от- далённо напоминающее по смыслу или по содержанию знаменитую русскую песню, там отсутствует. Своими силами мы про- водили проверку в течение довольно дол- гого времени, и никаких следов происхо- ждения песни, её изначального варианта, ещё не дополненного Марией Павловной Морозовой-Уваровой, обнаружить не уда- лось. Делали запросы в Центральную би- блиотеку искусств в Москве, где сохране- ны богатейшие фонды народного творче- ства. Там песня «Ой, мороз, мороз» пред- ставлена только в том виде, в котором его исполнили супруги Уваровы, то есть на виниловой пластинке 1956 года. В собра- нии Гостелерадиофонда произведение об- наруживается в той же самой версии. Смысл затеянного нами процесса заклю- чается в борьбе со сложившимся у людей стереотипом, что песня существует в том виде, который всем хорошо известен, уже очень и очень давно, практически с неза- памятных времён. На деле, огласку дан- ное произведение получило лишь в 1956 году, когда оно было записано и впервые транслировалось по центральному радио. В России принят закон «О защите и охра- не авторских прав», есть Гражданский ко- декс, которые чётко предусматривают: для того, чтобы авторство произведения счи- талось правомочным, его вовсе не обя- зательно регистрировать во всевозмож- ных реестрах. Достаточно просто испол- нить музыкальный опус и заявить своё ав- торство. Российское авторское общество призвано, прежде всего, помогать созда- телю распоряжаться и управлять свои- ми правами – отслеживать факты воспро- изведения песни публично и собирать за это причитающиеся вознаграждения для последующей их передачи правооблада- телю. В случае с песней «Ой, мороз, мо- роз», хотя она и была супер-популярна в своё время, шанс на то, что авторские от- числения сегодня будут значительны- ми, невелик. Также Гражданским кодек- сом предусмотрен срок исковой давности. Это три года. То есть, даже если факт ав- торства будет подтверждён, – вознаграж- дение можно будет требовать только за данный период. Ныне, кто бы ни испол- нял эту песню, ничьих прав он номиналь- но не нарушает. Поэтому имущественные претензии предъявлять не имеет большо- го смысла. комментарий Алексей АФАНАСОВ, юрист Липецкой областной общественной организации «Ковчег» Фото В. КУЛИКА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz