Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

культура К И Н О 44 №15 (085), 12–18 апреля 2010 г. – Херцог что-то говорил вам лично о ва- шем фильме? – После награждения у нас был ужин – призёров и жюри. Я чувствовал, что от Вернера Херцога идёт тепло, одобре- ние, поддержка. Он не вдавался ни в ка- кие обсуждения, но он очень искренне поздравлял меня и актёров. – Известно, что по поводу нашего кино на Западе сложилось мнение, что оно, мол, очень заумное, его трудно смотреть. Под- твердите или опровергнете это утверж- дение? И вообще, что европейская пу- блика знает о нашем кино? – Действительно, российское кино принято у них ассоциировать с какими- то метафизическими или философски- ми вещами. Как только они встречают в российских фильмах общий план, ко- торый длится больше 10 секунд, им сра- зу на ум приходит Тарковский. В этом ничего предосудительного нет, Андрей Арсеньевич был выдающимся режис- сёром. Для меня не менее значителен Алексей Герман-старший, но он, к со- жалению, за границей известен куда меньше, чем Тарковский. И уж куда ме- нее известен, чем Сокуров. Уверен, что и сегодняшнего российского молодого кино на Западе практически не знают. – В этом причина, что мы не попадаем уже пять лет на тот же Берлинале? – Возможно, и по этим причинам – сло- жились определенные клише, и их трудно преодолеть. Для меня лично са- мое актуальное российские кино – то, которое я называю поколением «Кино- тавра-2009». Я оказался там впервые как гость и обнаружил, что представ- ленная программа состоит на две трети из фильмов моих сверстников и друзей. И эти фильмы были остроактуальные, говорящие о том, что под поверхно- стью бытовой нашей реальности, стремления к благополучию и стабиль- ности кроется боль. Это и «Сумасшед- шая помощь» Бориса Хлебникова, «Миннесота» Андрея Прошкина, «Бу- бен барабан» Алексея Мизгирева, «Я» Игоря Волошина, «Волчок» Василия Сигарева, «Сказка про темноту» Нико- лая Хомерики. Кстати, три картины из этого списка были сняты в нашей моло- дой кинокомпании «Коктебель». Ни один из этих фильмов не является за- умным, каким-то метафизическим. Правильное определение, которое к ним подходит, – эзотерическое кино. Пару лет назад, может быть, Запад сбил с толку «Бумажный солдат» Алексея Германа-млашего – фильм обладает символическим мощным рядом и тре- бует расшифровки – много отсылок к нашей истории, которая понятна нам, но не европейскому зрителю. Мы счи- тываем какие-то вещи на уровне кода. – Мне кажется, такое кино, о котором вы говорите, не слишком известно и воспри- нимаемо и у нас в России – всё-таки пред- почитают больше «Иронию судьбы», «Дневной дозор» или «Чёрную мол- нию»… – Не стоит Россию выделять в этом контексте. Это общемировая проблема. Получивший в Берлине «Золотого мед- ведя» турецкий фильм «Мёд» не самый простой для зрителя, посмотрят, как сказал мне режиссёр Семих Каплано- глу, не больше 10 тысяч зрителей. И ру- мынскую картину «Если я захочу сви- стеть, свищу», которая была нашим главным соперником в Берлине, ждёт подобная судьба, несмотря на то, что Румыния на волне фестивальной моды и у них сейчас куча призов (это при том, что в год в Румынии снимается всего 7-8 картин). Картины-призёры потом ездят по всему миру, но дома – всё тихо. Во всем мире очень сложная ситуация в прокате социального авторского кино. Существует чёткая установка на ат- тракцион развлечений. – В этой связи сто копий для столь неша- блонного фильма «Как я провёл этим ле- том» в российском прокате – большая по- беда. Как вам удалось прорвать плотину? – Можете меня обвинить в мистично- сти, но ощущение, что вся история с этим фильмом связана с тонкими мате- риями. Всё сопутствовало его успеху. Фильм ещё не был на 100 процентов го- тов, а нас уже позвали в Берлин. Ещё раньше подключился телеканал «Рос- сия» – для него это оказался принципи- альный имиджевый проект, призван- ный показать другое лицо канала, кото- рый помимо всяческих популярных пе- редач поддерживает авторское кино. Потом вдруг объявился международ- ный дистрибьютор – фирма «Бава- рия», которая будет продавать наш фильм на международном рынке. И по- том – три «Медведя» в Берлине. – И вот сегодня, когда все прокатчики и продюсеры утверждают, что для проката необходим рекламный бюджет в несколь- комиллионов долларов, вы, темнеменее, как-то ухитряетесь обойтись без денег? – Мы используем нестандартные ходы, изобретательность. Помимо хороших компаний у нас появился замечатель- ный прокатчик «Вольга», стартовала она «Миллионером из трущоб», рабо- тают они индивидуально с каждым фильмом, каждым кинотеатром, ко всем пытаются найти свой ключ, для каждого фильма свой формат. Во всем нужен талант, даже в прокате. Мы не собираемся увешивать города билл- бордами и плакатами – это даёт ма- ленькую отдачу. Реклама пойдёт по ра- диостанциям и довольно мощная кам- пания в интернете через блоги, фору- мы, киносайты – это не требует боль- ших денег, а требует ключевого инди- видуального подхода. Получить при- быль – это забота нашего продюсера Романа Борисевича, а наша задача – максимально донести фильм до зрите- лей. И есть амбиция показать: видите, с нестандартными фильмами можно ра- ботать. Кадр из фильма «Как я провёл этим летом»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz