Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
41 общество Г О С Т Ь №15 (085), 12–18 апреля 2010 г. дость детям, их родителям и самим себе. Центр позволит улучшить качество жизни маленьких пациентов, подгото- вит их к сложной операции по пересадке почки. Надо отдать должное и компа- нии, выпустившей медицинскую техни- ку – Fresenius Medical Care, которая по- шла нам навстречу и сделала большие скидки. Джаз и мастер-класс Недаром говорят, что сначала ты рабо- таешь на имя, а потом имя работает на тебя. Имя Игоря Бутмана известно на всём мировом музыкальном простран- стве. Зарабатывать его музыкант начал с одиннадцати лет, когда впервые взял в руки кларнет. Тогда он ис- полнял классические этюды и произведения. Однако в пятнад- цать лет Бутман решил поменять инструмент. Так в его жизнь во- шёл саксофон. И джаз. На первой встре- че с культовым советским пропаганди- стом джаза, мультиинструменталистом Давидом Голощёкиным начинающий саксофонист показал блюз. Единствен- ное, за что его похвалил мэтр – хороший звук, к которому собственно музыкант не имеет никакого отношения… Потом началась настоящая работа, появилась техника… Обо всём этом Игорь Михайлович рас- сказывал на мастер-классе в шестой школе искусств. Атмосфера на встрече была очень тёплая, непринуждённая, даже дружеская и абсолютно безпафос- ная. Бутман приехал не учить, не пропо- ведовать своё видение музыки, не навя- зывать свой исполнительский стиль. Он шутил, играл, импровизировал, подхва- тывал мелодии, которые исполняли дети. Когда его попросили поделиться воспо- минаниями об учёбе в Америке, Игорь Михайлович сказал, что каждый урок там развивает творческую составляю- щую личности. Американские педагоги помогли Бутману определиться с дли- ной мундштука саксофона, что измени- ло манеру его исполнения. И если в дет- стве он думал, что играть красиво, это значит громко и быстро, то в Америке его представления о красоте кардиналь- но изменились. Но помимо профессио- нальных, в Штатах он получил и нрав- ственные уроки. За то, что он с товари- щем однажды посмеялся над сокурсни- ком и сделал это на уроке, его чуть было не выгнали из школы. Процесс творче- ства за океаном оказался непререкае- мым и почти священным. Игорь Михайлович с упоением расска- зывал как о своих педагогах, так и о ком- позиторах, с которыми повезло сотруд- ничать. А вот липецкие ребята подкача- ли и не смогли назвать фамилии авторов произведений, которые они подготови- ли для мастер-класса, что, естественно, вызвало большую неловкость у самого Бутмана, подсказывающего имена. А сами «экзаменуемые» не очень-то сту- шевались. – Игорь Михайлович, у кого вы сами се- годня хотели бы получить мастер-класс? – У меня были замечательные педагоги и в России, и в Америке, как очные, так и заочные. У этих людей я бы и сегодня взял мастер-класс. Но и, конечно, у вы- дающихся мировых мастеров. Со всеми интересно поговорить, задать кучу во- просов, узнать, о чём они думали, как поднимались на Олимп, что преодоле- вали, кто были их кумиры, с кого они брали пример. Учиться нужно всё время. – В процессе проведения мастер-классов удалось ли открыть какую-либо звёздоч- ку? – Я не часто давал мастер-классы. И, можно сказать, что именно сейчас начи- наюнастоящуюпрактику визитов в про- винциальные школы искусств. Я объя- вил во всеуслышание, что с большим удовольствием готов встречаться в лю- бом месте с юными музыкантами. Глав- ное, чтобы инициатива исходила не только от меня. Если ученики и учащие- ся школ искусств и музыкальных учи- лищ хотят что-то от нас почерпнуть, услышать истории становления, то мы готовы к диалогу. Это я не только о себе говорю, но и о других музыкантах. А что касается открытий – в каждом ученике горит звезда. Главное, чтобы ребёнок захотел проявить себя, а мы ему обяза- тельно поможем. Заниматься музыкой очень трудно, но полезно, даже если в планах не стоит профессиональная сце- на. Это развивает личность. …Поскольку Игорь Бутман приехал в Липецк без инструмента, пришлось вы- ступать с тем, что оказалось под рукой… Музыкант сразу же обратил внимание на то, что саксофоны сделаны в Китае. И рассказал, что уже сейчас делает всё возможное, чтобы в России наладить выпуск отечественных инструментов, причём значительно лучшего качества. Уже найден итальянский мастер, с кото- рым ведутся обстоятельные перегово- ры. Ещё одна проблема, которой с го- стем поделились педагоги школы – от- сутствие хорошей музыкальной литера- туры. – Сегодня время располагает к заняти- ям музыкой: есть инструменты, парти- туры, записи величайших музыкантов, даже по телевизору можно увидеть кон- церты ведущих мастеров сцены. Мы были этого лишены. А ведь известно, что в нашей стране некоторое время джаз был даже запрещён. Поэтому се- годня все пути в музыку открыты, нужно только приложить усилие. Классиче- ская музыка – совершенна, джаз – спон- танен. Только выбирай направления. . Евгения ИОНОВА Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Главным учителем Игорь Бутман всё-таки считает звук, говорит, что по большому счёту мы все учимся по наитию . . .Готовятся Настя Саватеева и Соня Федоренкова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz