Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
37 общество Т РА Д И Ц И И Голос правды и судьбы Именно это в античной трагедии сим- волизировал хор. А ещё – голос богов. Когда человечество решило попеть хо- ром – тайна сия не открыта до сих пор. Так же, как до сегодняшнего дня специ- алисты не могут решить – люди снача- ла пели поодиночке, то есть соло, или же все вместе, то есть хором. Так что не только биологи и философы бьются над вопросом, что же было сначала – курица или яйцо, но ещё и музыковеды находятся в неведении. Думается, что история хора начинается с того момента, как прародитель чело- века научился издавать более-менее осмысленные звуки. Наступил момент, когда у двух человекоподобных су- ществ это получилось сделать синхрон- но. И тогда они позвали третьего… Но здесь стоит правильно расставить ак- центы. Хоровое коллективное пение – это организованный музыкальный процесс, производимый под чьим-то непосредственным руководством. А фольклорное хоровое пение – спонтан- ное действо, свойственное всем этно- самна Земле. На Руси оно связано с тру- довыми традициями, когда люди об- щиной выходили сеять или убирать хлеб и все вместе пели, например «Сею, вею», а женщины без песни и прясть не садились, даже бурлаки, сгибаясь под тяжестью судна, затягивали свои зау- нывные песни… Сохранились воспоми- нания основателя хора работников просвещения города Ельца Алексея Алексеевича Елецких, которые датиру- ются первой четвертьюXX века. Он пи- шет, что всё его детство прошло под коллективные песни кружевниц, кото- рые были слышны из окон многих до- мов. В принципе можно сделать вывод, что хоровое пение ходит в ровесниках человеческой цивилизации. А вот тра- диция хорового коллективного испол- нения значительно моложе. Первое упоминание о хоре на Руси датируется XI веком. Есть сведения, что Великий князь Владимир привёз в Киев из Кор- суня певцов-учителей и что при его жене Анне, дочери византийского им- ператора, существовал греческий «ца- рицын» хор. То есть первые певческие школы на Руси были организованы греческими священнослужителями. От них русская церковь переняла восьми- гласие и безлиней- ную нотопись. Тогда все хоры, в которых звучали исключи- тельно мужские и мальчишеские голо- са, предназначались только для участия в богослужении. При Иване Грозном уже в Московской Руси появился первый профессиональный хор «патриарших певчих дьяков». А в XVII веке в России появляются и част- ные хоры, например боярские или кня- жеские. Именно тог- да хоровое исполни- тельство выходит за церковные стены, организуются свет- ские музыкальные учебные заведения. С XVIII века огромное влияние на хо- ровую культуру оказывает народная песня, которая теперь исполняется не только в «низших» кругах общества, но и в дворянской среде. Именно народ- ная песня и легла в основу националь- ной музыкальной культуры. Но фоль- клор не только оказывал влияние, но также и сам впитывал новые музыкаль- ные тенденции. Профессор ЕГУ Вячес- лав Михайлович Щуров утверждает, что народу тоже было свойственно «подслушивать» инородные мелодии, звучащие в барской среде и адаптиро- № 15 (085), 12 – 18 апреля 2010 г. Заворожённые песней сердца. Хор села Хлевное Фото Александра АЛЛЕНЫХ Фото Александра АЛЛЕНЫХ Сборная Усмани: народный хор и ансамбль «Горицвет»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz