Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

43 культура М А С Т Е Р дые. Чем дольше живёшь, тем больше, в силу разных обстоятельств, ты постепен- но лишаешься свободы: довлеют обяза- тельства, семья, быт, работа. Так почему же вы ощутили свободу именно сейчас? – Страшно так говорить, но всё это, на- верное, от большого жизненного опы- та. Дети выросли, внуки выросли, мужа уже нет… Теперь я не несу ни за кого от- ветственности, никому не хочу угодить. Всю жизнь было так: необходимо кор- мить семью, необходимо заработать деньги. Ныне всё значительно проще. Мой учитель и, можно сказать, приём- ный отец владимирский художник Вла- димир Яковлевич Юкин был внутренне свободен всегда, несмотря на то, что ему довелось пройти через концлагеря, ли- шения послевоен- ных лет, непонима- ние официальных властей как творца. У меня этой способно- сти не было никогда, хотя Юкин и пытал- ся мне её привить. – Честно признаюсь, ваши полотна не представляются мне чересчур свободны- ми, выполненными в очень вольной мане- ре. Напротив, чув- ствуется чёткое един- ство композиции, продуманный под- ход. Так в чём же вы- ражается та самая творческая свобода, о которой мы сейчас говорим? – Приведу один пример. Сейчас здесь присутствует работа «Театральный сю- жет». Её предтеча – подобная картина, но более очерченная, детальная, экспо- нировалась на областной выставке. В какой-то момент я, что называется, от- бросила этот холст ина его основе сдела- ла нечто вроде этюда. Он получился по- настоящему экспериментальным. Да, картина отнюдь не изобилует деталями, зато «звучит» она гораздо звонче, чище, свободнее, нежели та, о которой я гово- рила вначале. В этом, должно быть, и проявляется свобода в моём творчестве. – При всём при том отказать вашим по- лотнам в известной чёткости, целостно- сти нельзя. Когда же вы чувствуете, что замысел полностью воплотился и карти- на закончена? – Я этого совершенно не чувствую! Скорее, тут задача зрительская – по- нять, завершён ли сюжет, есть ли в изо- бражении целостность. Как говорил Владимир Высоцкий: «Услышали, что это есть, – значит, это есть, хотя я этого и не имел в виду». То же самое относит- ся и ко мне. Бывает, я переделываю, до- рабатываю холсты по два-три года. А потом срабатывает какое-то чутьё: в этой работе больше ничего нельзя сде- лать, надо остановиться. Есть такая по- словица – вору нужно вовремя смыть- ся, а художнику вовремя остановиться. Хотя это бывает неимоверно сложно на практике, тем не менее, я нахожу в себе силы сказать «стоп». – Ваша коллега Нина Александровна Сви- ридова призналась мне, что ей очень и очень непросто почувствовать тот мо- мент, когда надо закончить работу. Мне кажется, в этом проявляется типично женский, в крайней степени эмоцио- нальный подход к творчеству. Что же ка- сается вас, мне кажется, вы весьма праг- матичный человек, и чувства не властны над вашей натурой. – Один поклонник моего творчества, впервые увидев картины, признался впоследствии: он никогда бы не помыс- лил, что их мог изваять не мужчина, а, как он выразился, «женственная серая мышка». Кстати, такое свойство моего естества предопределено именем. Лидия – значит космо- полит. Я поняла, что мне нельзя реализовывать себя в чём-то одном, я интернациональна. Другими словами, у меня противоречи- вая, многогранная, ищущая натура. Что такое – национальное? Русский язык – это всего лишь русскийязык. Самовары? Да, это исконно русское, но не их же мне писать теперь всюжизнь! Но и цветочки на моих картинах – не просто цветочки. Мнимая декоративность – она не ради декоративности. Я охочусь за звучанием цвета, за его музыкой. Работы, которые составили настоящую экспозицию – ре- зультат моих исканий гармоничной ме- лодии в течение последних полутора лет. Никакие особенные события, надо ска- зать, меня не вдохновляли. Просто что- то внутри меня изменилось. Основной мотив всего цикла можно уловить в кар- тине «Стоящие у окна». Изначально это была всего лишь фотография, которая мне приглянулась. Несмотря на то, что герои стоят, в них есть динамика, движе- ние. Движение за окном. Таким образом родился сюжет под обобщённым назва- нием «Идущие мимо». Я хотела выра- зить эмоцию, символ, заложенный в этих образах через краски: красный, чёрный, серый… И эти цвета, эта тема – всё сливается в единую живописную ме- лодию. Громкую. Но которая звучит в тишине. Убрать всё лишнее, избавиться от посторонних звуков –и тогда эти хол- сты заиграют. Не только для меня, но и для зрителя. . Роман ХОМУТСКИЙ Ольга БЕЛЯКОВА (фото) Лидия СКАРГИНА: Я охочусь за звучанием цвета, за его музыкой Прогулка с чёрной козой. Холст, акрил, 2009 год. Купальщицы. Холст, масло, 2008 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz