Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
29 общество П А М Я Т Ь №14 (084), 5–11 апреля 2010 г. района близ кладбища с июня-июля 1942 года по май 1943 года служило аэродромом для советских самолётов. В селе базировался 34-й бомбардировоч- ный авиаполк 3-го бомбардировочного авиакорпуса. Он был переименован из 13-го легкобомбардировочного полка ордена Суворова и Кутузова в июле 1939 года. Не всё ушло из памяти и не всё стёрлось с земли. Если внимательно оглядеть окрестности, то можно без труда нащупать глазом земляные валы. Это своего рода ангары для самолётов. Все староракитинцы, включая детей, копали ямы, доходившие порой в глу- бину до четырёх метров. В эти ямы по- том загоняли самолёты, которые сверху укрывали ветками, чтобы с высоты их не смогла обнаружить вражеская авиа- ция. – Всем «железным птицам» мы давали имена. Ребята придумывали их исходя из внешних признаков и своих люби- мых произведений и героев. У каждого мальчишки был «свой» самолёт, – вспо- минает детство Виктор Фёдорович Сту- калов. И ночью, и днём советские лётчики вы- летали на задания. Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщи- ком. Эти самолёты участвовали в сраже- ниях на всех фронтах, применялись су- хопутной и морской авиацией в каче- стве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. Предусматривались раз- личные варианты нагрузки в виде фу- гасных, осколочных и специальных авиабомб (бетонобойных, химических, осветительных) общим весом до 1000 килограммов. При пикировании можно было сбрасывать бомбы только с внеш- ней подвески, так как никаких устройств для их выведения из бомбоотсека не имелось. Заметим, что бомбовая на- грузка для машины таких габаритов, как Пе-2, была невелика. Это объясняется двумя причинами: значительным соб- ственным весом конструкции с больши- ми запасами прочности и недостаточ- ной мощностью моторов. Как говори- лось, за точность бомбового удара при- ходилось чем-то платить. Самолёты взлетали и возвращались каждые 3-4 часа. Порой они приземля- лись в аварийном состоянии, механики что-то быстро подделывали, загружали бомбы и… опять на войну, очень близ- кую – немцы были под Ельцом и в Ель- це, то есть совсем рядом с Лебедянью. Жители села Ракитино вспоминают, что первое время вздрагивали по ночам. За сотни километров были слышны взры- вы бомб и рвущихся снарядов. Война чувствовалась в каждом вздохе и напо- минала о себе похоронками, а ещё голо- дом, непроходящим. Когда в село распределили 34-й авиа- полк, жителям стало намного легче. Прежде всего, защита, а во-вторых, какая-никакая помощь с продоволь- ствием. Лётчики давали жителям хлеб и крупы. Жили здесь же, в домах селян. В ходе сражений многие получили ране- ния и были отправлены в госпиталь. Ле- чились один-два дня, а после вновь вы- летали на задание. «Без потерь» прошло всего пара месяцев. По воспоминаниям старожилов, под Старым Ракитино по- гибли три экипажа. Евгения Михайловна Васильева попы- талась восстановить в памяти события того времени: – Стоял осенний пасмурный день. С са- мого утра погода не заладилась. Лётчи- ки держали курс в сторону Ельца. И только один самолёт запаздывал. Он стартовал гораздо позже остальных. А вечером не вернулся… Глубокой ночью жители села узнали, что этот экипаж не- дотянул трёх километров до аэродрома и рухнул в районе деревни Томилино. Позже разбились ещё два самолёта. По- гибших, девять человек, хоронили в братской могиле на кладбище села Ста- рое Ракитино. В настоящее время известны и увекове- чены на могиле имена лётчиков экипа- жа, потерпевшего катастрофу 6 марта 1943 года. Это пилот Сергей Васильевич Кочкожаров, стрелок-бомбардир Геор- гий Александрович Андреев, стрелок- радист Иван Захарович Воропаев. Вообще, в период Великой Отечествен- ной войны 34-й бомбардировочный авиаполк прошёл большой и славный путь – участвовал в боях на Ленинград- ском, Центральном и Первом Белорус- ском фронтах, в Орловской операции, Севской, Речицко-Гомельской и других. Уничтожал окружённые группировки врага в городах Познань, Штутгарт, штурмовал Берлин. В мае 1943 года полк покинул село. А позже из газет жители узнали, что при- казомНародного комиссара обороны за образцовое мужество и геройство в борьбе против врагов Родины 34-му авиаполку было присвоено собственное наименование. А второго сентября того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награждён орде- ном Красного Знамени. Знамя лётчикам торжественно вручили 29 ноября как символ воинской чести и доблести. . Инна ЕФАНОВА. Фото автора Перед войной в селе Старое Ракитино проживали 883 человека. Сколько жителей ушло на фронт, к сожалению, неизвестно, но в списках погибших – 135 староракитинцев В селе Старое Ракитино бережно хранят память о погибших солдатах: и о своих земляках, и о лётчиках, которые стояли здесь в первые годы войны В селе восстанавливается церковь Николая Чудотворца Евгения Михайловна Васильева, 96 лет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz