Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
43 культура Д Е Н Ь Т Е А Т РА №12 (082), 22–28 марта 2010 г. линии отслеживает, у четвёртого про- сто блестяще получается работает с ак- тёрами. Хорошо, если б всё это человек чувствовал и понимал в совокупности. Но природа оставила нам загадки, и мы тоже должны что-то в себе открывать, учиться у других. Это нужно понимать. – А кто для вас самый главный учитель? И у кого сейчас учитесь? – Наверное, я всё-таки главным учи- телем назвал бы Природу. У неё учишься постоянно. Насколько она красива, сложна, органична, даже если какой-то вихрь, цунами – это тоже ор- ганика и дыхание. Эти колебания вы- зывают какой-то резонанс, идёт вол- на. Она набирает силу и разрушает. И тайна этого учителя – это как замысел Божий: мы в него никогда не проник- нем, но он всегда будет поражать. В этом смысле всё, что есть в нас, – это тоже часть тайны. И мы даже не знаем, кто мы такие, откуда в нас что берётся. Главное – развивать себя, не ограни- чить сытостью духовной или матери- альной, это никаким образом не со- впадает с позицией художника и твор- ца. Вся природа, элементы ко- торой звучат в мире, эти тай- ны, красоту которых мы ощу- щаем, – это наш учитель. Если ты познал какие-то законы, то что-то понял в этой жизни. – Сергей Александрович, театр, которым вы руководите, он ака- демический – классика жанра. Но сейчас в моде театр эффект- ный, использующий современ- ные технологии. Вы что-то из него берёте для своей работы? – В этом смысле я остаюсь по большей части приверженцем русского психологического театра. Да, зритель реагирует порой на какие-то внешние вещи, его поражает масштаб постанов- ки, количество спецэффектов, все эти ноу-хау. Я против ничего не имею. Только нельзя забывать о главном – чтобы действо достигало человеческой души. А сегодня зачастую люди, посмо- трев какой-то спектакль или фильм, го- ворят: о, эта постановка на два миллио- на! Слушай, а у неё там костюм – супер. А там как бабахнуло – вообще всё раз- летелось. Но это голливудская тради- ция, когда говорят о смете, о гонорарах артистов – кому это надо? Кого это об- лагораживает? Это поражает только мещанское, буржуазное сознание. Я вот купил «Аватар», посмотрел – ну мне это не близко, так много суеты, такой избыток всего ви- зуального, что быстро устаёшь. Я всё-таки привык к живому те- плу человека, я просто испор- чен кинематографом великим– после Тарковского и Германа не захочешь смотреть «Аватар». Всё-таки традиции русской классики всегда были связаны с духовным развитием. И это для меня важно. Поэтому мои ноу- хау, мои взрывы я пытаюсь де- лать через артиста. Это не каж- дому зрителю дано увидеть. Но я буду это делать. Потому что кто-то должен. Сейчас визуаль- ного театра выше крыши. Имне кажется, всё превратилось в мо- нотонно с т ь . Это ма с с - культурный путь. Поэтому я придерживаюсь традиций рус- ского психологического театра, тех, что передал мне мастер, у которого я учился, Леонид Хей- фец. Это так называемая тихая режиссура, где всё идёт только через человека. И намеренно – ника- ких заигрываний со зрителем, никако- го болтания попусту. Кому дано, тот придёт и оценит. Это путь, мне кажется, красивый и благородный и очень не- приветствуемый сегодняшним днём. Я рад, что жизнь привела меня к такому великому человеку и я прикоснулся к тем источникам, в которых не суети- лись, а делали своё дело. Пусть никто не заметит, но ты-то знаешь. И большего удовлетворения не надо. – Сергей Александрович, вы сейчас гото- витесь к «Липецким встречам», которые будут посвящены100-летию со дня смер- ти Льва Толстого. Уже придумали, что бу- дете ставить? – Ищем. С одной стороны, есть у меня уникальная вещь – воспоминания жены писателя Софьи Андреевны Тол- стой. Это эксклюзивный материал, ред- чайший, ещё не опубликованный нигде. Мне его передал директор Государ- ственного музеяЛ. Н. Толстого Виталий Ремизов. К сентябрю он планирует из- дать материал. А если мы сделаем к это- му времени спектакль! Но, правда, я этого пока боюсь, это слишком женская литература. Я сейчас читаю – очень тя- жело. После Толстого, Чехова эта лите- ратура в меня «не входит». Она не худо- жественная, это просто размышления человека. Вот только четырнадцать страниц осилил, а их тут девяносто. Мо- жет, я как-то структурирую, найду ин- тонацию правильную. И, возможно, сделаю постановку – почему бы и нет? Но, с другой стороны, есть «Смерть ИванаИльича». Так что пока в материа- ле я не определён. А ближайшая премьера у нас – сказка «Клочки по закоулочкам» Григория Остера. Она состоится третьего апре- ля. Ставит спектакль режиссёр из Мо- сквы Павел Владимирович Прибыток. Я думаю, сказка понравится не только детям, но и взрослым – режиссёр рас- ширил её границы, исполнив в не- сколько ином контексте. . Ольга КРУТОВА Сергей Бобровский: Преемственность, передача опыта – всегда были ноу-хау русского психологического театра... Между поколениями всегда должно быть уважение. Дай Бог ума всем. И моя задача в театре – обеспечивать этот баланс и апеллировать к человеческой душе, хоть к молодой, хоть к зрелой. Чтобы было доверие и понимание Фото Павла ОСТРЯКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz