Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

42 культура Д Е Н Ь Т Е А Т РА №12 (082), 22–28 марта 2010 г. достойно театра, никто за нас не про- сил. Из старого состава актёров, кото- рые играли в «Чайке» в режиссуре Вла- димира Михайловича Пахомова, оста- лось трое. Михаил Леонидович Янко играл Тригорина (сейчас – доктора Дорна), у заслуженного артиста России Вячеслава Владимировича Михеева была роль повара (сейчас – Шамрае- ва). А Хуррам Мухамеджанович Касы- мов, игравший как раз Шамраева, те- перь стал поваром. Все остальные пер- сонажи – артисты другого поколения. – В работе с молодыми актёрами и с людьми уже большого сценического опыта вы разные приёмы используете? И с кем интересней работать? – Я знаю одно: что старшее поколение, что младшее – все хотят трудиться. И каждый это делает в меру своих сил. Не хочу никому выставлять «оценки». Для меня важен сам процесс сотворчества, когда мы на общую копилку, на одну идею работаем. Без старшего поколе- ния наш театр – репертуарный, класси- ческий, академический – существовать не может. Преемственность, передача опыта – всегда были ноу-хау русского психологического театра. Отчасти оно было потеряно, но я пытаюсь вернуть эту традицию. В русской ментальности есть некое отрицание одного поколе- ния другим. Это, с одной сторо- ны, нормально – молодые должны пробиваться, искать себя, а не только мёртвую тра- дицию транслировать. Она должна быть ими пережита и впитана. Уважение между по- колениями всегда должно быть. Дай Бог ума всем. И моя задача в театре – обеспечивать этот баланс и апеллировать к человеческой душе, хоть к мо- лодой, хоть к зрелой. Чтобы было доверие и понимание. – Вы уже полтора года руководи- те труппой Липецкого академи- ческого театра. Как чувствуете: возникло ли доверие и понима- ние между режиссёром и актёра- ми? – В этом процессе нельзя по- ставить точку. Потому что с каждой пьесой нужно откры- вать в артисте новые качества. Процесс знакомства, сближе- ния, чувствования, понимания друг друга – непрекращающий- ся. Для меня любой человек – всегда тайна. И каждая новая пьеса должна показывать и раскрывать его в новой гамме. Если бы я постиг человека пол- ностью, я бы опустил планку и сказал: ну, с этим всё понятно и в этом спекта- кле он мне не нужен. Мне не хотелось бы вообще такого взгляда и отноше- ния, тем более к артистам. Сама жизнь и сама профессия не должны делать нас ясными – чем ближе знакомишься друг с другом, тем глубже погружаешься в неведомые пространства. Я в этом смысле мистик, верю в тайну бытия, души человеческой и творчества. Имне хочется артиста открывать каждый раз, несмотря на приобретённые знания, и удивляться ему. Не менее важно, чтобы и артист себе удивлялся. В одном спек- такле он может играть серую овечку, а в другом – в нём загорается необыкно- венной силы пламя! Андрей Тарков- ский сказал об актёрах: «А вы думаете, они люди что ли?» Они не принадлежат собственному постижению, они «зер- калят» мир, тебя, и в них ты видишь всё-всё-всё в лучших своих проявлени- ях. Недавно смотрел передачу про Ми- хаила Чехова – маленький, неказистый с виду, говорящий каким-то старче- ским голосом, он вдруг становился мега-гигантом, вырастал на глазах. Об этом перевоплощении свидетельству- ют многие, о его способности меняться на сто восемьдесят градусов. Вот это подлинный артист. И мне хочется, ко- нечно, находить такого Михаила Чехо- ва в каждом. – Значит, задача режиссёра – раскрыть талант и душу артиста? В каждом найти что-то особенное и каждый раз новое? – Если бы каждый артист был саморас- крывающимся цветком, не требующим полива, если бы он сам по себе – взял пьесу, прочёл, понял. И второй также, и третий. И такой театр был, существует он и сейчас. Другое дело, что есть некое целое, не только линия персонажа. Это ещё решение пространства, ритма, зву- ковой партитуры, фактур, мизансцен общих и так далее. Потому и родилась эта профессия – режиссёр. А если говорить о желании, ко- нечно, хочется, чтобы артист, поняв твой замысел, твою кон- цепцию, смело шёл по этому пути, приносил массу полез- ных вещей для работы. И в принципе задача в том, чтобы его подтолкнуть к созиданию. Многие режиссёры ограничиваются формальностью: ты перешёл сюда, встал здесь, тут мы на тебя посветим, здесь у тебя шляпка будет, тут ты заку- ришь. Такой театр, конечно, мёртв из- начально. Актёр не должен просто шляпки носить и костюмы. Когда он душой работает, когда всё его существо включено в этот процесс, это передаёт- ся зрителю как возможность тоже тво- рить реальность. Мыже любим артиста за талант быть кем угодно. И помочь ему раскрыться, не разрушая общей концепции, – конечно, это большая ре- жиссёрская задача. Чтобы зритель ве- рил. – Получается, что режиссёр должен обла- дать каким-то определённымнабором ка- честв, чтобы находить подход к каждому? – Да, да, нужно обладать. Но мы не Боги – кому что дано. У одного режис- сёра чувство пространства хорошее, у другого – ритма, у третьего – фактуры, Актёр не должен просто шляпки носить и костюмы. Когда он душой работает, когда всё его существо включено в этот процесс, это передаётся зрителю как возможность тоже творить реальность Фото Николая ГУСАРОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz