Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

41 культура Д Е Н Ь Т Е А Т РА №12 (082), 22–28 марта 2010 г. – Сергей Александрович, есть ли такие вопросы, на которые вы не любите отве- чать? – Пока таких не слышал. Ведь даже если не хочешь о чём-то говорить, мож- но просто отказаться от ответа или уве- сти разговор в другую сторону. – А о чём чаще всего спрашивают? – Почему взялся за тот или иной спек- такль, почему выбрал того или иного автора. Вот на эти вопросы трудно най- ти ответ. Иногда он есть – выбор пьесы всегда связан с желанием поговорить на тему, которая заложена в произведе- нии. В конце концов, что такое спек- такль? Это некая образная мысль, кото- рая в тебе назрела. Она глубока и инте- ресна, и есть насущная внутренняя по- требность сказать именно об этом. Иногда такое желание совпадает с дата- ми, но они не влияют на замысел силь- но. Я сейчас готовлю «Рядовых» Алек- сея Дударева. И может показаться, что это всего лишь некая обязанность сде- лать постановку к юбилею Победы. Я впервые затрагиваю эту большую тему, мне хочется говорить о войне, о людях, которым мы обязаны миром. И в па- мять о них, и в благодарность. У каж- дой семьи в старшем поколении кто-то пережил Великую Отечественную, кто- то ещё жив, иные ушли… – А чем привлекла ваше внимание имен- но эта пьеса – «Рядовые»? – У неё очень хороший эпиграф с боль- шим смыслом: «Армия может выи- грать сражение, армия может прои- грать сражение. Победу одерживает только народ». И пьеса – об этом наро- де, о простых людях, которых война заставила защищать свою Отчизну. В «Рядовых» представлены разные по- коления: от молодого пацана до солда- та преклонного возраста. Мы сейчас накапливаем материал, смотрим фильмы, в основном документальные, хронику и художественные, например фильм Германа «Двадцать дней без во- йны». Замечательная картина с очень мощной правдой и знанием, пережи- ванием судьбы тех людей, которые во- евали. Мы стараемся погрузиться в ат- мосферу военных лет, чтобы не врать ни тем, кто придёт смотреть, ни тем, кто был на войне, ни тем, кто, не дай Бог, там будет. Это очень важно: не просто гнать голый пафос, а высказать свою точку зрения, своё мнение, свой взгляд. Премьера спектакля заплани- рована на шестое мая. – В вашей семье тоже кто-то прошёл до- рогами Великой Отечественной войны? – Да, у меня дед воевал. – Наверное, много рассказывал… – Нет, он, как и многие другие пришед- шие с войны, больше молчал. Я помню только его медали, ордена. Да и можно ли рассказать о войне? Это такие раны, когда ты теряешь самых близких тебе людей, родных, друзей, когда горе на- столько мощное – как об этом можно рассказать? Второй дед погиб в 41-м при других обстоятельствах. Накануне войны его посадили в тюрьму за то, что он случайно облил чернилами портрет Сталина. Кто-то донёс... Поэтому на войну не попал, погиб в заключении. Было ему всего сорок лет. – Я всё же вернусь к сложному вопросу – почему тот или иной спектакль? Почему взялись за «Чайку», которая уже была в репертуаре театра раньше? – Она была поставлена почти тридцать лет назад, в 1981 году. Тут нет никакого соревнования, это было бы глупо. Но – поменялась страна, и поменялся кон- текст. Состав труппы тоже другой. Это просто попытка вернуться в «Мелихов- скую весну», вернуться красиво, до- стойно. Владимир Пахомов открыл «Чайкой» этот фестиваль, был очень мощный задел, и я преклоняюсь перед силой, талантом этого уникального че- ловека. Новую «Чайку» уже отсмотре- ли, и она была принята. Нас многие ждут в Мелихово и спрашивают: поче- му Липецкого академического театра не было в прошлом году? Но так случи- лось: отборочная комиссия, просмо- трев предложенный нами спектакль, не посчитала нужным позвать нас. Но те- перь мы возвращаемся, реально сделав хорошую работу. Наше возвращение Фото Павла ОСТРЯКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz