Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
Армения и Азербайджан – конфликт во- круг Нагорного Карабаха. О Киргизии во- обще ничего не знали, пока там амери- канцы не открыли базу «Манас». Понят- но, что с появлением «содружественного телевидения» узнаем больше. Но где га- рантия того, что «картинку» нам дадут правдивую? – Никакой гарантии нет. Естественно, «с той стороны» будут пытаться воздей- ствовать на российскую аудиторию, фор- мировать выгодную вещателям картину. Если против нас начнут откровенную подрывную пропагандистскую деятель- ность, томытакое вещание просто закро- ем – наверняка «формат» передач будет жёстко закреплён в совместных докумен- тах. К тому же, в силу естественных об- стоятельств степень влияния на отечественного телезрителя окажется значительно меньше. Давайте откровенно скажем: у нас мало кому интересно, что происходит вКиргизии. Ис от- крытием телеканала, освещающего жизнь в этой стране, интерес наш не вы- растет. Чтобы не обижать Киргизию, до- бавлю: не будет особого ажиотажа и во- круг передач украинского канала. Российский телезритель и радиослуша- тель уже пресыщен выбором поставщи- ков информации, к примеру, ну вещает Би-Би-Си, и что? Так называемые «пере- строечные времена» прошли, интерес к этим источникам новостей и коммента- риев потерян. Би-Би-Си сегодня – лишь одна из множества станций со своей аудиторией – не более того, никакого ажиотажа. Период, когда ходила ча- стушка «Есть привычка на Руси – на ночь слушать Би-Би-Си», канул в Лету. – Это вы к тому, что телевизионщикам стран Содружества придётся сильно по- трудиться, дабы завоевать нашего пре- сыщенного выбором зрителя? – Завоевать и повлиять на его взгляды. Многим странам СНГ просто нечего де- монстрировать в эфире. Не-че-го! Пола- гаю, на Украине найдётся достойный продукт, а вот в иных государствах он от- сутствует. Чтобы привлечь внимание российского телезрителя, им придётся серьёзно поработать. Предположу, что далеко не все наши коллеги в государ- ствах Центральной Азии профессио- нально и технически готовы к подобно- му формату вещания, из телепрограмм стран СНГ – это моё личное мнение – очень редко можно почерпнуть какую-то интересную и полезную информацию. Хотя быпотому, что вЦентральнойАзии и на Кавказе цензура действует оченьже- стоко – не жёстко, а именно жестоко – и вы не услышите и не увидите в эфире ни- чего путного – одна пустота, обрамлён- ная округлыми словами. Зато сможете насладиться – если захотите – тем самым великолепным и красочно исполненным лубком: в этом жанре наши коллеги на постсоветском пространстве оставили российских журналистов далеко позади. – Скажите, вы верите, что «содруже- ственное» телевидение сумеет помирить – это по-простому – Москву и Киев? – Самой главной его задачей станет ломка искусственно выстраиваемого в последние годы стереотипа о том, что украинцы и русские – это два враждеб- ных друг другу народа. К сожалению, именно это клише вбивали в голову лю- дям. В первую очередь на Украине, но и у нас тоже – мы «в долгу не остались». Это очень важно: хотя бы попытаться приостановить развитие данной тен- денции, потому что это – неправда. Не хочу, подобно коту Леопольду, призы- вать к абстрактной дружбе, но меньше всего желаю, чтобы два братских народа оставались врагами. – Уже сегодня публикуются размышле- ния профессионалов от телевидения, предсказывающих невысокую отдачу от рекламы на этих телеканалах. Неужели мы хотим сделать это коммерческим про- ектом, чтобы зарабатывать деньги? Тогда несложно представить, что мы, к приме- ру, будем гнать в эфир вчерашних брат- ских республик…Давайте тогда сразу со- ставим программу: «Комеди клаб», «Ан- шлаг», «Дом-2»… – Я категорически против того, чтобы гнать «туда» коммерческие программы – для начала потому, что они там уже есть. Не надо создавать канал, подчи- нённый денежным интересам, и на Украине, и в других постсоветских стра- нах названные передачи покупаются и транслируются зачастую даже без пере- вода. Один из главных пороков нынеш- них средств массовой информации за- ключается в том, что мы в России реши- ли: они не должнынести социальной на- грузки, а рассматриваться исключи- тельно как коммерчески прибыльные проекты. Если идти этим путём, то СМИ постепенно выродятся в чисто развлека- тельные каналы. Готов сказать, чем дело кончится: пресса уподобится игровым автоматам, где глупое мелькание раз- ноцветных колесиков будет переме- жаться рекламой. Нам никак нельзя этого допускать, особенно в случае ве- щания на страны Содружества. Одна из наших газет особо отметила: Россия не будет брать с партнёров по СНГ денег. Россия – нет, но, думаю, най- дутся у нас отдельно взятые люди, кото- рые попытаются на этом нажиться и впихнуть в передачи нечто для себя при- быльное. Принцип – «Всё должно при- носить доход или, как минимум, оку- паться» получил у нас всеобщее распро- странение – увы. И всё же я верю: исходя из политических задач этого вещания, у нашего руководства хватит решимости не разбазаривать этот ресурс воздей- ствия. Нам крайне не хватает подобных инструментов, и если мы начнём ими разбрасываться, демонстрируя, какие мы архилиберальные и сверхрыночные, то никогда не добьёмся поставленных российским руководством целей. – Представим себе, что вещание из стран Содружества на Россию уже началось. Ка- ких новостей вам как политологу и ана- литику сегодня не хватает? – Если честно, лично мне и в моей про- фессиональной деятельности этого не нужно. Скажем, самой разнообразной информации достаточно в Интернете, есть личные профессиональные связи, информацию мне дают конференции и «круглые столы». Однако уверен, мно- гие сограждане проявят к этим переда- чам интерес. Одна из проблем стран СНГ – в развале единого информацион- ного пространства, теперь есть шанс возродить его. Вот он, серьёзнейший интеграционный фактор, потому что се- годня мы перестали «слышать и видеть» друг друга, а новости воспринимаем че- рез некую пропагандистскую призму. Поэтому и сетуем на разобщённость. Кстати: можно не опасаться, будто в постсоветских государствах получат ту самую лубочную картинку «с матрёшка- ми», которую изготовят в Москве. Уж чего-чего, а этого не будет: отечествен- ные журналисты просто разучились их «рисовать», их профессия – кошмарить телезрителя… . Беседу вёл Виктор ГРИБАЧЁВ Москва – Липецк 33 общество И Н Т Е Р К О Н ТА К Т №12 (082), 22–28 марта 2010 г. Одна из проблем стран СНГ – в развале единого информационного пространства, теперь есть шанс, что оно возродится и станет реальностью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz