Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 27 марта (сб.) – Феодо- ровской иконы Божией Матери, которая написа- на ещё евангелистом Лукой. Чудотворная святыня яви- лась в России в 1239 году, своё название получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стра- тилата. Этим чудотворным образом князь благословил своего сына Александра Не- вского на брак с половецкой княжной Бря- числавой. С тех пор эта икона постоянно находилась при нём и была его моленным образом. После смерти Александра Невско- го в 1263 году она перешла к самому млад- шему, восьмому сыну князя – Василию и по- ставлена им в соборе во имя св. вмч. Фе- одора Стратилата в городе Костроме. Сей- час она находится в Костромском Успен- ском соборе. Восстановление памяти Феодоровской ико- ны связано с прекращением Смутного вре- мени и началом династии Романовых – из- бранием на царский престол Михаила Ро- манова. Как раз сегодняшним днём (14 марта – ст. ст.) в 1613 году он был благо- словлён на царство этой иконой. В честь этого и было установлено нынешнее празд- нование. При отречении же от престола последнего Романова – Николая II с ико- ной произошло чудо старения – образ по- темнел и стал почти чёрным. Перед Феодо- ровской иконой молятся о сохранении От- ечества, женщины прибегают к ней о бла- гополучном рождении ребёнка, о кормле- нии молоком и помощи при женских неду- гах и болезнях. Нынче Церковь Христова празднует также Лазареву субботу, в которую Иисус Христос воскресил умершего Лазаря. 28 марта (вс.) – Неделя 6-я, ваий – Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, который является двуна- десятым праздником и отмечается всегда в последнюю 6-ю Неделю святой Четыреде- сятницы – 40 дней Великого поста. Даль- ше с понедельника начинается перед Пас- хой Страстная седмица с наиболее строгим постом. Сегодняшнее воскресенье называ- ется Неделей ваий, что в переводе означа- ет – ветки пальмовых деревьев, которыми народ устилал путь Спасителя при Его вхо- де в Иерусалим: «Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осан- на! Благословен грядущий во имя Господ- не, Царь Израилев!» (Ин. 12, 12-18). Это был поистине царский вход Спасителя по- сле вчерашнего чуда в Лазареву субботу с воскрешением Им Лазаря. Иисус Христос же, зная, что предстоит Ему испытать в Ие- русалиме, шествовал сюда добровольно, на страдания и крестную смерть. Поскольку у нас на Руси пальмы не растут, то в этот день их ветви заменяет верба, ко- торая раньше других деревьев распуска- ет почки, поэтому нынешнее воскресенье и называется Вербным. Это радостное вос- кресенье проходит всегда под знаком освя- щённой в церкви вербы. Её хранят в домах обычно за образами. Считается, что такая верба обладает целебной силой. Составитель Игорь СОРОКИН 31 марта 1945 года Колокольный набат о Марии Елизавета Кузьмина-Караваева в 1911–1912 годах работала учительницей на хуторе Утёс близ Данкова Н акануне Пасхи 31 марта 1945 года Елизавета Юрьевна Кузьмина- Караваева-Скобцова спасла ценою собственной жизни осуждённую на смерть в газовой камере концлагеря молодую рус- скую женщину. Проникнув к ней в монаше- ском одеянии (под предлогом последне- го христианского причастия), она обменя- лась с девушкой платьем. Та вышла в мона- шеской одежде, а дверь газовой камеры за- хлопнулась за Матерью Марией. О жизни Елизаветы Юрьевны в 1982 году на киностудии «Мосфильм» была снята карти- на с Людмилой Касаткиной в главной роли. Во Франции этот фильм со слезами на гла- зах смотрели бывшие участники антифа- шистского Сопротивления. Они хорошо знали и помнили самоотверженную сестру милосердия, русскую монахиню-патриотку. Родилась Елизавета Пиленко в Риге в 1891 году. В 1906 году семья переехала в Петер- бург. Лиза, увлечённая литературой, уча- ствовала в поэтических вечерах. Позна- комилась с Александром Блоком и дру- гими поэтами. Выходят из печати первые её книги: «Скифские черепки», «Юрали», «Рудь». В 18 лет она вышла замуж за Дми- трия Кузьмина-Караваева. Но брак их был недолгим. В 1918 году, примкнув к партии эсеров, Елизавета Юрьевна участвовала в Белом движении. Через год эмигрировала со вто- рым мужем, Даниилом Скобцовым, и двумя детьми сначала в Константинополь, потом в Сербию, а затем в Париж. В 1932 году, после смерти дочери Анаста- сии приняла постриг с именем Мария – в честь преподобной Марии Египетской. Во Франции она была известна как Мать Ма- рия. Основала в Париже общежитие для одиноких женщин, создала благотвори- тельную организацию помощи русским эмигрантам «Православное дело». Во время гитлеровской оккупации её дом на улице Лурмель, 77 стал одним из шта- бов Сопротивления. В феврале 1943 года Мать Мария и её сын Юрий были арестова- ны гестапо. В лагере Равенсбрюк, в Германии, она с до- стоинством переносила все тяготы жутких условий концлагеря. Сохранилось несколь- ко свидетельств тех узников, которым уда- лось выжить. Они с благодарностью вспо- минали Мать Марию и утверждали, что не погибли там благодаря её вдохновенной поддержке. Каждый день она рассказыва- ла советским военнопленным о подвигах Дмитрия Донского и других героев земли русской. Иногда вспоминала о годах своей жизни, проведённых на хуторе Утёс... Хутор Утёс и Мордвиновка – это деревни ныне Данковского района Липецкой обла- сти. В 1911 – 1912 годах Елизавета Юрьев- на работала там учительницей в двух шко- лах. Но, имея ещё и медицинское образование, часто лечила крестьян из окрестных деревень – Хитрово, Пеньково, Полибино, Татищево. Средств на медикаменты не хватало, и она просила местных помещиков о благотворительности. Как- то летом повстречавшись в Полибино с Юрием Нечаевым-Мальцевым (очень состоятельным дворянином и меценатом), Елизавета Юрьевна убедила его пожертвовать на нужды народа очень значительную сумму денег. На эти средства были закуплены лекарства, одежда для крестьянских детей, письменные принадлежности, оказана помощь бедным семьям, построены две школы... Накануне пострижения в монахини Елиза- вета Юрьевна написала такие стихи: «Всё пересмотрено. Готов мой инвентарь. О, колокол, в последний раз ударь! Последний раз звучи последнему уходу»... К Богу Мать Мария шла жертвенным путём: судьбой, кровью сердца и, наконец, жизнью оплатила она каждый свой поступок. «Всё пересмотрено. Былому мой поклон. О, колокол, какой тревожный звон...» 16 января 2004 года Вселенская Патри- архия в Константинополе причислила монахиню Марию к лику святых русских эмигрантов. Лиза Пиленко, 1906 год Мать Мария, 1935 год
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz