Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество В Е РА 28 №11 (081), 15–21 марта 2010 г. тема композиторов различных эпох и ве- роисповеданий. Чего стоит произведе- ние великого Иоганна Себастьяна Баха. Чем ваше православное видение отлича- ется от его, протестантского? – Я поставил перед собой задачу напи- сать православные «Страсти». Причём эта идея сложилась у меня буквально за полчаса, когда я ехал за рулём автомо- биля по дороге из Вены в Будапешт. Тогда я был Венским архиереем и управлял также Венгерской епархией. Когда едешь за рулём, всегда есть время подумать о чём-то. Тогда-то ко мне и пришла идея, причём в готовом виде, как иногда приходит идея книг или ста- тей, написать произведение «Страсти по Матфею», основанное на православ- ных евангельских текстах и в духе пра- вославного богослужения. Мне хоте- лось немного раздвинуть рамки Храма и вынести дух православного богослу- жения в другие пространства, чтобы те люди, которые обычно посещают кон- цертные залы, смогли услышать это со- чинение. Поскольку оно создавалось не для богослужения, то я использовал в нём также и оркестр. Я трактую хор че- ловеческих голосов и ансамбль музы- кальных инструментов как два хора, ко- торые иногда звучат вместе, а иногда чередуются друг с другом. – На первом исполнении оратории при- сутствовали покойный ныне патриарх Алексий Второй и бывший тогда митро- политом Кирилл. Какова была их реак- ция? – Святейший патриарх Алексий тепло отозвался о моей работе. Всё, что связа- но с патриархом Алексием, – это очень сокровенные и дорогие для меня воспо- минания. Так же и нынешний патриарх Кирилл по-доброму отнёсся к моему со- чинению. Но он никогда не забывает мне напомнить, что моё основное слу- жение – отеческое. Будучи в Вене, я по- вёл Святейшего на кладбище, где поко- ятся многие величайшие композиторы, среди которых Бетховен, Шуберт, Брамс. И он обратил внимание на то, чему я никогда ранее не придавал зна- чения, хотя часто посещал дорогие мое- му сердцу могилы, – на надгробиях нет никакой христианской символики. На них изображены кольца, лиры, на одной могиле даже стоит почему-то скульптура обнажённой женщины… Тогда патриарх Кирилл мне ничего не сказал. Но спустя год в одной из бесед он заметил мне, что я в первую очередь архиерей, а уже потом композитор, и что на моей могиле должен стоять толь- ко православный крест и ничего более. Это было для меня хорошим уроком. – На какую аудиторию вы рассчитывае- те? И не отказались ли вы от своей идеи с помощью музыки привести людей в храм? –Мне дорог каждый слушатель, любого возраста, образования и положения в обществе. Но меня волнует то, что мо- лодёжь сегодня в подавляющем боль- шинстве не слушает классическую му- зыку. Это беда. Отчасти в этом вина и самих композиторов, которые не пишут доступные и понятные произведения для большинства людей. ВXX веке про- фессиональные композиторы больше уделяли внимания малодоступной му- зыке, сконструированной. Хотя таких композиторов, как Шостакович и Про- кофьев, которые писали очень слож- ную, но живую музыку, всегда слушали, даже в то, советское, время, когда власть их не очень жаловала. Прискорбно, что классическая музыка ушла от массового слушателя. А молодые люди сегодня воспитываются лишь на попсе. И мне кажется, задача современной культуры – возрождение классической музыки. Кстати, одним из направлений работы Патриаршего Совета по культуре будет как раз музыкальный вектор. И в рам- ках этого Совета представители церкви и деятели музыкального мира смогут осуществлять проекты, направленные на продвижение классики. А что касает- ся веры, то к ней можно идти разными путями, и через классическую музыку в том числе. Мне кажется, что произведе- ния, например, Баха приводят к Богу, они способны воспитать в человеке чувство красоты и стремление к добру. – В недавнем интервью патриарх Кирилл сказал, что сегодня пришло время пожа- леть свой народ. Почему именно сегодня оно настало? – Наш народ многострадальный и мно- готерпеливый. Мы все много претерпе- ли за десятилетия советской власти. Люди в большинстве своём и по сей день продолжают жить в очень слож- Фото Николая ЧЕРКАСОВА Фото Николая ЧЕРКАСОВА Солист филармонии Геворг Григорян Дирижёр Игорь Вербицкий Липецкий камерный хор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz