Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
23 экономика Ф И Н А Н С Ы №11 (081), 15–21 марта 2010 г. -В 200 6 году у некоторых банков появилась возможность вос- пользоваться дешёвыми за- падными деньгами под 3 процента годо- вых и получить колоссальную прибыль на внутреннем рынке. О социальной от- ветственности бизнеса при этом мало кто думал. Нельзя сказать, что эти банки скрывали информацию. Нет, в договоре всё указано. Так в чёмже проблема? Она в том, как всё это прописано. Информа- ция о сопутствующих комиссиях и штрафных санкциях за невыполнение условий договора разбросана по раз- ным частям договора и напечатана очень мелко. Порою и профессионалу достаточно сложно во всёмразобраться. Но парадокс заключается в том, что большая часть населения кредитова- лась бы под эти дикие процентные став- ки, даже если бывсе условия былинапи- саны самым крупным шрифтом на пер- вой странице. Расчёт делался на психо- логию наших людей. Даже финансово грамотный человек интересуется одним вопросом: сколько платить в месяц? Ему называют приемлемую сумму, и он успокаивается: это я осилю. И для него становится неожиданностью, когда нужно платить большую сумму. Кстати, мы стараемся убедить клиента, чтобы он внимательно ознакомился с расчётом полной стоимости кредита. Но большинство не дают себе труда просмотреть даже пару абзацев, зада- вая привычный вопрос: сколько пла- тить в месяц? Поэтому нужно всеми способами прививать людям привычку внимательно читать договор. Меня давно интересует ситуация в сфере потребительского кредитова- ния. Разобраться в ней и исправить положение дел пытаются государ- ственные структуры: Роспотребнад- зор, Федеральная антимонопольная служба. Непонятно только, почему Центральный Банк России ведёт себя очень скромно в этом важном и общем для всех нас деле. Речь не о главном управлении по Липецкой области, а о позиции Центробанка в целом. Ведь ещё на начальной стадии в 2006 году было ясно, что в связи с такой риско- ванной кредитной политикой Цент- робанку необходимо создать огром- ные резервы для покрытия возмож- ных потерь. Оказывается, этого не было сделано. И вопросов ситуация ни у кого тогда не вызывала. Так что проблема потребительского кредито- вания достаточно глубока и своими корнями уходит к федеральному цен- тру. Проблемы потребительского кредитования Светлана Васильевна БОБЫЛЁВА, генеральный директор ОАО «Липецкий областной банк» -Н аша общественная организа- ция уже 16 лет защищает права потребителей. Мы проводим и просветительскую работу, выпускаем брошюры для населения. Вместе с Рос- потребнадзором отстаиваем интересы людей. Многие из них годами пытались добиться правды. И только когда к делу подключались наши юристы, грамотно составляющие претензии к банкам, си- туация разрешалась. Практика показа- ла, что жалобы на потребительское кредитование носят системный харак- тер. Дело в том, что договор состоит из большого количества страниц, и где-то в конце мелким шрифтом написаны са- мые важные условия. Считается, что если человек подписал договор, то на- зад дороги нет. Даже в том случае, когда клиента ввели в заблуждение или не разъяснили ему все подводные камни договора. Но Гражданский кодекс гла- сит: если договор составлен с явными ущемлениями прав гражданина, то он является недействительным. Распро- странённое явление: человек выплачи- вает рекомендованную сумму по кре- диту, которая на деле является оплатой только процентов. И лишь потом узна- ёт, что надо платить и за сам кредит. Но уже поздно, пошли штрафные санкции, а его квартира заложена. Сейчас внесе- ны изменения в законодательство о кредитовании. Например, регламенти- руется составление договоров. Теперь в нём должно конкретно указываться, сколько нужно выплачивать в месяц за кредит и проценты по нему. Моё поже- лание государственным органам – ин- формировать население о том, как можно взять кредит и не попасть в дол- говую кабалу. Добиться правды Василий Иванович РОДИОНОВ, председатель Липецкого областного объединения потребителей «Защита» Светлана БОБЫЛЁВА: Нужно всеми способами прививать людям привычку внимательно читать договор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz