Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

22 экономика Ф И Н А Н С Ы №11 (081), 15–21 марта 2010 г. Взят ь кредит и не пропасть! В наше время так и хочется перефразировать известную поговорку: взять кредит – не напасть, как бы с ним не пропасть! Мне могут возразить: мол, у нас потребитель всегда прав. Вот только в итоге – не всегда здоров. Некоторые кредитные организации предлагают «занять» у них деньги без поручителей за пару часов и почти даром В сё делается на благо клиента и себе в убыток? А когда приходит- ся платить за кредит, выясняет- ся маленький нюанс: даром – это под 50 и более процентов годо- вых. Человек в итоге попадает на такие деньги, что ему приходится забыть о мно- гом. «Добрые люди» из банков помогут ему расстаться с квартирой, машиной, а также со спокойной жизнью и здоровьем. Защита граждан от финансовой агрессии – проблема не новая и отнюдь не местно- го масштаба. Как оказалось, дело строите- лей финансовых пирамид живёт и побеж- дает по всему миру, а свои Мавроди есть и в благополучной Америке. На прошлой неделе представите- ли власти, банковского сообще- ства и общественных организа- ций обсудили одну из наиболее актуальных тем – потребитель- ское кредитование. В 2009 году в Роспотребнадзор поступило 190 тысяч обращений граж- дан по вопросам защиты прав потреби- телей. Основная масса обращений свя- зана с нарушением правил торговли. Но- вая тенденция – нарушения в сфере кре- дитования. Эти проблемы во многих ре- гионах выходят на второе место по коли- честву жалоб. Их число в Липецкой об- ласти выросло в прошлом году в 1,6 раза. Люди жалуются на то, что банки ущемля- ют их законные права. Например, взима- ют плату за открытие ссудного счёта, в од- ностороннем порядке изменяют условия кредитования. Судиться с банками – дело сложное и малоперспективное, ведь, по их мнению, суд должен проходить по ме- сту регистрации кредитной организации. А это значит в большинстве случаев дале- ко от Липецка. Но период кредитной вакханалии подхо- дит к концу. Пришло время призвать к от- вету недобросовестных банкиров. Так, в прошлом году при плановой провер- ке одного из банков Роспотребнадзор вы- явил нарушения прав потребителей. На этот банк наложен штраф в размере 10 тысяч рублей. В этом году начали рассле- дование уже в отношении двух банков. Кроме того, возбуждено ещё два дела об административных нарушениях в кредит- ных организациях благодаря обращени- ям граждан. Конечно, хотелось бы услы- шать на совещании имена героев банков- ского труда, которые обманывали сво- их клиентов. Липчане вправе знать и на- звания этих банков. Да и штраф в 10 ты- сяч рублей для мощной кредитной конто- ры – что слону дробина. Но радует уже то, что у потребителя появился шанс отсто- ять свои права в схватке с всесильными и богатыми мира сего. Лёд тронулся, госпо- да банкиры. Кстати, в выстраивании более справедли- вых и прозрачных отношений с клиентами заинтересованы те банки, которые прово- дят социально ориентированную полити- ку. Кто смотрит в будущее, не может не ви- деть, что маятник качнулся в другую сто- рону. Ситуация, вызванная наиболее жад- ными и беспринципными банкирами, ри- кошетом ударила и по всему банковско- му сообществу. Вот лишь несколько цифр. В Липецкой области было выдано населе- нию на начало 2009 года 16 миллиардов рублей, а на начало этого года – только 13 миллиардов рублей. При этом просро- ченная задолженность по потребитель- ским кредитам в нашей области выросла в 2008 году в три раза, в 2009 – в 1,4 раза. Такие же тенденции в целом по России. Теперь пошёл обратный процесс. Те бан- ки, которые выдавали розничные кредиты без предварительной проверки заёмщика и с прочими нарушениями, столкнулись с массовым невозвратом денег. Нужно сказать и о другом нравственном преступлении против народа. В погоне за прибылью банки культивируют модель бездумного потребительского поведения – живи красиво, получай от жизни всё, здесь и сейчас. Особенно пагубна такая филосо- фия для молодых неокрепших умов. На них действует безотказно предложение: хо- чешь самый современный сотовый теле- фон, подпиши бумажку, и он твой. Но всё в этом мире взаимосвязано и за всё приходится платить. В том числе и банкам. У многих начались проблемы: не растёт кредитный портфель, доходность. Как говорится: за что боролись, на то и напоролись. А теперь ещё замаячила одна большая опасность для банкиров. Недавно Верховный суд удовлетворил жалобу заёмщика и по ряду позиций принял его сторону. Речь идёт о невозможности повышения банком ставки по кредитному договору, рассмотрении дела по месту жительства заёмщика и отмене штрафных санкций за несвоевременное погашение кредита. Создан судебный прецедент. За ним может последовать волна исков. Конечно, в банках сидят опытные юристы, и они найдут способ приспособиться к изменившейся ситуации, чтобы в очередной раз выйти сухими из воды. Но эта хитрая практика становится всё менее перспективной. Мудрее и дальновиднее понять, что в нашей стране без социальной ответственности бизнес обречён на бесславный конец. А потом сделать первый шаг навстречу клиентам. В Липецкой области на начало 2009 года было выдано населению 16 миллиардов рублей, а на начало этого года – только 13 миллиардов рублей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz