Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

19 экономика О С Т Р Ы Й У Г О Л №11 (081), 15–21 марта 2010 г. бом импортном товаре мы увидим сразу несколько знаков о том, что он не од- нажды проходил сертификацию. Таким образом производитель хочет показать потребителю, что продукция выдержа- ла все испытания и является качествен- ной. У нас теперь будет выдаваться де- кларация соответствия, которую запол- няет сам предприниматель. По сути, он обещает, что его продукция будет соот- ветствовать заявленным требованиям. Декларация выдаётся на определённый срок, и стоит эта процедура полторы ты- сячи рублей. Что касается ответственно- сти, то закон в этой части должен быть ужесточён. Конечно, можно пока уповать на со- весть производителя и продавца. Но, как хорошо кто-то сказал во время об- суждения этой темы, мораль у бизнеса одна – деньги и ещё раз деньги. От сверхприбыли предприниматель отка- жется только тогда, когда будет зажат в угол чёткими правилами, защищающи- ми потребителя. В качестве примера можно привести пресловутый Запад, где огромные штрафы способны разорить самого успешного бизнесмена в мгнове- ние ока. Кстати, с января в Европе уже- сточены требования – продукция про- ходит сертификацию не единожды, а на нескольких уровнях. А у нас опять всё вразрез с мировыми тенденциями? Надо признать, что наша торговля и до этого не страдала от излишне жёсткого контро- ля. Вседозволенность и безнаказан- ность – так коротко и чётко охарактери- зовали ситуацию некоторые выступаю- щие. Один из представителей контроли- рующих органов рассказал, что руково- дители организаций, торгующих спирт- ными напитками, теперь заранее полу- чают уведомление о предстоящей про- верке. Казалось бы, за это время можно и нужно навести порядок. Но руководи- тели никаких мер не предпринимают. Результатыприменения новой демокра- тической практики показали, что коли- чество выявленных нарушений в ходе проверок, наоборот, увеличилось на 10 процентов. Причина в отсутствии ответ- ственности и страха не только перед по- требителями, но и перед контролёрами. Вот ещё один пример. Недавно Роспо- требнадзор проверил работу одной из крупных торговых сетей. В результате было выписано сразу… 47 штрафов! На- рушения обнаружены практически у каждого работника: от продавца до ди- ректора. В советские времена мы пели: «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…» Что же споём сейчас, когда на правила торговли, грубо выра- жаясь, плюют целыми трудовыми кол- лективами? Возникает естественный вопрос: кто в этом виноват? Отдельные нерадивые личности или несовершен- ство всей системы? Судя по цифрам, на- рушения законов в торговле давно стали носить массовый характер. Так, в про- шлом году было выявлено 7300 наруше- ний, и их количество с каждым годом только растёт. – В СССР покупатель был защищён от некачественной продукции, – считает председатель Липецкой ТПП Лилия Погудина. – Импорт проходил жёст- кую проверку, прежде чем попасть на прилавки магазинов. Сейчас этого нет. Мы потеряли обязательную сертифика- цию. Наши законы теперь позволяют продавцу смело заявить: я за всё отве- чаю! Но насколько ответственным на деле окажется этот человек? Завтра мы с вами купим товар, из-за которого загре- мим в больницу. И кто за это ответит? – У нас разрушили систему защиты по- купателя, – поддержала разговор пред- ставитель МАУ «Защита прав потре- бителя» Надежда Маркина. – Был двойной контроль: на оптовых партиях товара и на рознице. Сейчас идёт откат назад. Сегодня всё отдано на откуп по- требителя: мол, он должен быть грамот- ным, во всём разбираться. Покупатель остаётся один на один со своими про- блемами. Действует принцип: помоги себе сам! Муниципалитеты свернули ра- боту контролирующих структур. Но ведь необходимость в жёстком контро- ле со стороны государства осталась. Все обязанности возлагают на Роспотреб- надзор, куда хлынут люди с жалобами на некачественные продукты. Штат этой службы надо будет увеличить втрое, чтобы обслужить всё возрастаю- щий поток желающих добиться спра- ведливости. Действительно, число таких людей бу- дет расти, как и количество неясных во- просов. Например, один из них меня давно интересует. Когда несколько лет назад в Липецке открывался супермар- кет одной из известных торговых сетей, я спросил директора: куда будете девать просроченную продукцию? Он подроб- но рассказал, что фрукты и прочие про- дукты будут по договору поставляться в откормочные хозяйства. Но я до сих пор не видел ферм, на которых свиней от- кармливают апельсинами и ананасами. Да и упитанных бомжей пока не встре- чал. А ведь по идее та же списанная кол- баса должна отправляться в контейнеры для мусора. Куда же деваются тонны просроченной еды? Надежда Маркина раскрыла эту страшную тайну. Она счи- тает, что продукты с просроченным сро- ком реализации не уничтожаются. Они отправляется опять… на магазинную полку. Она заявила, что хорошо знает те торговые сети, в которых залежавшую- Лилия ПОГУДИНА: «Наши законы теперь позволяют продавцу смело заявить: я за всё отвечаю!» С января в Европе ужесточены требования – продукция проходит сертификацию не единожды, а на нескольких уровнях Фото из архива Липецкой торгово-промышленной палаты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz