Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 13 марта (сб.) – Девпетерув- ской иконы Бо- жией Матери, одной из древней- ших святынь, ко- торая была явлена в 1392 году. В Там- бовском Спасо- Преображенском кафедральном со- боре она находит- ся над гробницей святителя Питири- ма, первого епи- скопа Тамбовско- го, и раньше была его келейной иконой. Прославилась святыня в 1833 году снятием ложного обвинения с подсудимого. Это чудесное событие от неё произошло, когда одна женщина, у которой муж по ложному обвинению заключён был в тюрь- му, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать келейную икону святителя Питирима и пред нею отслужить молебен. При этом старец показал ей изо- бражение иконы. Женщина беспрекослов- но исполнила повеление, отыскав в соборе чудотворную икону Божией Матери, и от- служила перед нею молебен. Совсем скоро после этого муж её был оправдан и выпу- щен из тюрьмы. Много богомольцев притекает на покло- нение этой святой чудотворной Девпете- рувской иконе Божией Матери и поны- не, и все, обращающиеся к Ней с молитвою веры, получают утешение и исцеление. 14 марта (вс.) – Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника, перехо- дящее празднование памяти которого Свя- тая Церковь всегда проводит в 4-ю Неде- лю Великого поста. Прославился же пре- подобный Иоанн, написав свою богодух- новенную знаменитую книгу «Лествица». Наш липецкий великий писатель, святитель Феофан Затворник так говорит о сущно- сти этого празднества, когда «приводится ныне каждому из нас на память св. Иоанн Лествичник, чтобы, вспомнив о нём, живо- писали мы в уме своём и его святую «Ле- ствицу» и, ею измерив труды свои, вернее могли определить, что пройдено нами и что осталось ещё пройти нам». Прп. Иоанн жил в VI веке и 16-летним юношей пришёл в Синайский монастырь, где через четыре года был пострижен в иноки. Затем он принял на себя подвиг от- шельничества и около 40 лет провёл в пу- стынном месте. В 75 лет он был избран игуменом Синайской обители. Святой Ио- анн в своей «Лествице» как бы обобщил свой богатый духовный опыт, так необхо- димый нам: «Все просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения, не получают по какой-либо из сих при- чин: или потому, что прежде времени про- сят; или потому, что просят не по достоин- ству или по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение». В этой книге много не только поучительного, но и мудрого, ис- правляющего человеческую душу. Составитель Игорь СОРОКИН 1895 год Как елецкая школа в историю попала 115 лет тому назад в Ельце открылась первая воскресная школа Р аботали такие школы раз в неделю. Учителя трудились здесь безвозмездно, а основной задачей подобных учебных заведений было распространение знаний грамоты среди простого народа, в основном – рабочих. Впрочем, под этим «соусом» преподаватели не гнушались нести своим слушателям рево- люционные и социал-демократические идеи, которые в то время были довольно модными в среде городской интеллигенции. Об этом красноречиво свидетельствует письмо тог- дашнего министра внутренних дел И.Н. Дур- ново, которое он направил обер-прокурору святейшего синода К.П. Победоносцеву с надписью «совершенно доверительно». В нём министр сетует, что «…Нередко са- мые школы находятся под негласным руко- водством целого кружка неблагонадёжных лиц». А далее с сожалением пишет: «Поря- док, допускающий возможность чтения лек- ций людьми посторонними, даёт полный простор для проникновения в число лекто- ров лиц прямо революционной среды». За- канчивается письмо перечислением небла- гонадёжных учителей из двух действующих воскресных школ Москвы и Ельца. Сие письмо дало повод В.И. Ленину в свою очередь написать критическую статью под названием «О чём думают наши министры?» для газеты «Рабочее дело». В ней он также упоминает елецкую школу. Цитируя И.Н. Дурново, он с сарказмом восклицает: «С особенным ужасом говорит г. министр, что школа в г. Ельце помещается за рекой Сосной, где живёт преимущественно простой и мастеровой народ и где находится железнодорожная мастерская». Далее Владимир Ильич восклицает: «Рабочие! Вы видите, как смертельно боятся наши министры соединения знания с рабочим людом!» и прочее и прочее. Таким образом, небольшое учебное заведение в уездном городке (в первый год здесь учились всего 74 человека) стало камнем преткновения между министром внутренних дел Правительства Российской Империи и вождём мирового пролетариата! Что же касается самой школы, то она благополучно просуществовала до 1903 года, а затем была закрыта. Кстати, о ней в своих мемуарах упоминает наш известный земляк (впоследствии первый нарком здравоохранения РСФСР) Н.А. Семашко, который был выслан из столицы в Елец в 1896 году за участие в революционном движении. В своих мемуарах он писал: «Я быстро сорганизовал кружок учителей и учительниц (имеются в виду преподаватели елецкой воскресной школы – прим. Р. Д. ), склонных к изучению марксизма. Они же отбирали тех рабочих и слушателей, которые интересовались общественно- политическими вопросами». Так что прав был министр И.Н. Дурново, опасавшийся проникновения революционных идей в народную среду через воскресные школы. И что обидно! Идеи-то эти, конечно, были светлыми, благими и привлекательными, однако кончилось всё революцией и кровавой мясорубкой гражданской войны. Роман ДЁМИН, г. Елец Ра сполагалась она в Засосенской части города на улице Безымянной (сегодня улица Рабочая). Её учредителем был инспектор Александровского Елецкого технического железнодорожного училища (ныне железнодорожный техникум – филиал МИИТ) Андрей Иванович Яшнов Художник Н.П. Богданов-Бельский. «Воскресные чтения», 1895 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz