Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество О П Ы Т 32 №7 (077), 15–21 февраля 2010 г. ющиеся потребности клиентов, в том числе – в сфере информационных тех- нологий, где на долю малых и средних фирм приходится 45 процентов расхо- дов. Небольшие фирмы, по крайней мере в определённых обстоятельствах, в отли- чие от тяжеловесов, быстрее могут из- менить сложившуюся ситуацию, созда- вая новые продукты, разрабатывая и внедряя новые технологии. Инноваци- онные «малыши» лидируют не только по скорости освоения средств на иссле- дования и разработки, но, что особенно важно, и по числу нововведений – то есть по результатам своей работы. Они получают в 13-14 раз больше патентов в расчёте на одного сотрудника, чем круп- ные фирмы. На малых предприятиях сосредоточено 40 процентов от общего числа занятых на так называемых высо- котехнологичных должностях – учё- ных, инженеров, специалистов по информационным и иным новейшим технологиям. Стоит ли после этого удивляться, что поддержка малого бизнеса не просто возведена в ранг госу- дарственных приоритетов – бу- мага всё стерпит… – но и актив- но реализуется? Именно государство обеспечивает вы- сокий уровень выживаемости даже тех американских предприятий, которые уже при рождении считаются проблем- ными, например в зонах с исторически слабо развитым бизнесом. Принцип прост: и слабый росток можно выходить и получить интересные плоды, а можно и гениальную разработку загубить «в заботливых объятьях». Правитель- ственная поддержка «малышей» – это не только облегчение доступа к сред- ствам, хотя эффект впечатляет – регу- лярные обследования свидетельствуют о том, что около 70 процентов предпри- ятий, получивших кредиты, остаются жизнеспособными. И не только предоставление госзаказов – хотя МП получают около 24 процен- тов всех правительственных контрактов в диапазоне от наноприборов, новых технологий противодействия террориз- му, самолётостроения и судостроения до изготовления небольших брошюр. Это – и образовательные программы, информационная поддержка, контроль за соблюдением установленных норм и льгот. Но, справедливости ради, надо сказать, что «слухи» о лёгкости откры- тия малых предприятий и получения контрактов, о «малых» налогах в Аме- рике сильно преувеличены. Просто от- крыть и уплатить налоги «по полной» – это действительно несложно, да ещё если первоначальный капитал есть. А вот чтобы воспользоваться преимуще- ствами своей «малости» – и в плане на- логообложения, и для получения госза- каза, – необходимо знать правила игры, да и жёсткие требования к «оформле- нию» не только у нас существуют. Что же касается налогообложения, то можно делать по принципу «всё сам», а спустя некоторое время жалеть об упу- щенной выгоде. А можно обратиться к профессиональным консультантам, ко- торые – тоже часто – выходцы из среды малого бизнеса. В Америке практически в каждомштате множествомалыхфирм, занимающихся оптимизацией налого- вых платежей, грамотным заполнением налоговых деклараций. Там, за океаном, налогооблагаемый доход существенно отличается от полученного – валового. Наряду с такими стандартными вычета- ми, как убытки от стихийных бедствий, расходы на медицинскую помощь и дру- гие, малые предприятия могут, напри- мер, вычесть из налогооблагаемой базы расходы, связанные с повышением ква- лификации, командировками, с исполь- зованием и содержанием автомобиля. Много и других «тонкостей», суще- ственно повышающих доход, остаю- щийся после выплаты налогов. Малые предприятия в сфере разработки новых продуктов и технологий – тради- ционно в фокусе особой заботы. И это понятно: состояние и перспективы эко- номики всё больше зависят от иннова- ционного мышления, от того, как при- меняются знания, распространяются новые технологии – будь то приготовле- ние сэндвичей или разработка про- граммного обеспечения. К примеру, каждое из государственных учреждений – будь то Национальное аэрокосмиче- ское агентство, то самое НАСА, или дру- гие министерства, ведомства, – участву- ющих в программе инновационных раз- работок в малом бизнесе, принятой чет- верть века назад, обязано выделять из бюджета на проведение НИОКР сред- ства на оплату контрактов, заключае- мых с малыми предприятиями. – Мы уже много лет говорим, что во всём мире малый бизнес — фундамент эконо- мики и основа среднего класса, на кото- рый опирается общество, именно за го- лоса среднего класса борются претен- денты на выборах. При этом государ- ственная политика России ориентирова- на на развитие крупных компаний. Год назад у нас в стране действовало 282.700 малых предприятий с численностью пер- сонала от 15 до 100 сотрудников, на кото- рых работало 6,2 миллиона человек — это лишь 12,6 процента занятых. Давно известно, что на пути нашего предприни- мателя вмёртвую стоят административ- ные барьеры, высокая арендная плата, коррупция и криминал. Некоторые опро- сы общественного мнения говорят о том, что сограждан, желающих пройти через эти препоны, становится всё меньше и меньше. Значит, не будет у нас того само- го фундамента, который составляет сред- ний класс? – Средний класс не придёт в Россию по щучьему веленью или нашему хотенью. Нельзя забывать: и новички на рынке труда, которым зачастую сложно адап- тироваться, и те, кто вынужден был его временно покинуть, а сейчас хочет вер- нуться, люди, потерявшие работу, но с очень высоким уровнем профессио- нальных навыков, весьма ещё «моло- дые», особенно по мировым стандартам пенсионного возраста, – все эти так на- зываемые группы риска тоже потенци- альный средний класс. И не только у Сегодня в США около 29 миллионов владельцев предприятий «малого бизнеса». Около – так как данные по малым предприятиям очень подвижны: их ежемесячная «рождаемость» – в среднем около 50 тысяч РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ (ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА) оптовая и розничная торговля наука и научно-техническое обслуживание строительство здравоохранение и социальная поддержка гостиничный бизнес и питание % 19 12 12 10 21 7 3 4 4 3 5 образование и информатика промышленность финансы и страхование недвижимость, аренда, лизинг транспорт и перевозки прочие По данным Агентства США Ресурсного центра малого предпринимательства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz