Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество О П Ы Т 30 №7 (077), 15–21 февраля 2010 г. – Самый простой вопрос, что называется, «на бытовом уровне». Мы знаем, что «малые бизнесмены» в Америке живут счастливее их российских коллег. В чём оно, это счастье? – В СоединённыхШтатах основать свой бизнес, стать хозяином собственного дела, пусть даже без наёмных работни- ков, с членами семьи – значит, вопло- тить американскуюмечту вжизнь. Это – часть культуры страны. И так – со вре- мён «дядюшки Сэма» до эпохи «Хьюлетт-Пакард», «Эппл» или «Май- крософт», зародившихся, как и многие современные ведущие корпорации, в га- раже. Но наряду с этими гигантами, вы- росшими из «коротких штанишек», се- годня в США около 29 миллионов вла- дельцев предприятий «малого бизне- са». Около – так как данные по малым предприятиям очень подвижны: их еже- месячная «рождаемость» – в среднем около 50 тысяч. Большинство из них от- нюдь не стремится в «Форчун-500». Среди них – поставщики сыра и произ- водители высокотехнологичного обору- дования, в том числе наноприборов, здесь же – парикмахеры, визажисты и флористы, как раз те, кто, если верить многочисленным опросам, считают себя счастливыми. Ну кто скажет, что у нас нет стремления к реализации своих навыков, идей, та- лантов? Благо есть что реализовать, и в избытке! Но русская народная мудрость в течение большей части прошлого века гласила: «Счастье – когда с радостью идёшь на работу и с желанием возвра- щаешься домой». Наверное, нужно вре- мя, чтобы осознать возможность «сча- стья собственного дела», поверить в неё. Малый бизнес – это тоже работа, но не только. Это – ещё и образ жизни. В прошлом году – по всем меркам кри- зисном – в Калифорнии мне довелось видеть владельцев маленьких гостиниц, в том числе – иммигрантов из стран Ла- тинской Америки, с далеко не блестя- щим английским языком, ощущавших себя вполне счастливыми не только по- тому, что у них есть стабильный доход, но и потому, что они – полноправные члены общества. Их доход по американ- ским меркам – в 2009-м средний лич- ный доход на душу населения в США со- ставлял около 40 тысяч долларов, а в районе «большого» Сан-Франциско 65 тысяч – весьма скромен. Да и работа – зачастую без выходных, но в своём представлении они реализовали право человека на счастье. – Тот самый малый бизнес, который мы каждодневно призываем «развивать- расширять», в США даёт минимум поло- вину ВВП страны. Американская «Крем- ниевая долина» – silicon это и есть крем- ний – сплошь состоит из инновационных фирм малого и среднего калибра. У нас же экономические и промышленные успехи Соединённых Штатов ассоцииру- ются прежде всего с промышленными автомобильными, авиационными и не- фтяными гигантами. Хотел спросить: по- чему мы никак не можем понять, что про- дукция «крупных» складывается из «винтиков», которые изготавливают по их заказу «малыши»? – Для начала всё-таки определим, кого же к ним, к «малышам», как вы их ла- сково назвали, относят? На протяжении американской истории критерии меня- лись, но так же, как и Алексиса де Ток- виля в 1830-е, сейчас в Соединённых Штатах поражает не столько масштаб- ность некоторых предприятий, сколько бесчисленное множество мелких. Се- годня производственная компания счи- тается «малой», если в ней меньше 500 сотрудников. Количественные крите- рии определяются законодательно и могут варьироваться от отрасли к от- Богатой Америку делают люди, которым не мешают Представления о том, что экономика Соединённых Штатов зиждется исключительно на крупных корпорациях, мягко говоря, искажают реалии, считает руководитель Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Людмила ЛЕБЕДЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz