Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
2 б экономика ►ТОРГОВЛЯ ю к о м и к а ТОРГОВЛЯ 2 7 Д И О Н И С СПЕЦНААИЗИР01АННЫЙ РЫНОК деф ици том . Покупай всё, что душе угодно, коли есть деньги! И люди рину лись если и не покупать, то хотя бы по глазеть на продающиеся товары. Все прилегающие к Женскому и Засосен - скому рынкам улицы были заставлены автолюбителями и запружены толпами людей. Было понятно: оставлять всё в таком виде на годы нельзя. В итоге го родская администрация приняла реше ние создать новый вещевой рынок на окраине города, у федеральной трассы «Дон». Подходящая территория для этого - в пять гектаров - нащлась. Ею стала быв шая база городских торгов, упразднён ных в ходе приватизации. Благо, поми мо свободного пространства, где каж дый мог установить палатку или лоток, на ней имелись постройки для разм е щения части торговцев, администра ции, службы охраны . Словом , то, что надо. Разве что название неожиданное для вещ евого рынка: «Д и они с» - в честь греческого мифического бога ви ноградарства и виноделия. То ли в щут- ку его так окрестили, то ли с каким-то дальним намёком. Мол, продал товар на рынке и напился с радости! Как бы там ни было, рынок при всех хозяевах (одно время им был даже фут больный клуб «Елец») процветал боль ше десятилетия . Каждую субботу весь город , включая многих жителей трёх близлежащих районов - Долгоруков ского, Измалковского и Становлянско- го, - устремлялся с утра на «Дионис». Чтобы облегчить задачу возможным покупателям , все городские автобус ные маршруты перестраивались в этот день так, чтобы обязательно захваты вать автостанцию, что напротив рынка. Здесь же дежурили гаишники, регули руя поток частного автотранспорта и его парковку. По приблизительным подсчётам, «Дионис» в «звёздные» дни посещало до тридцати -сорока тысяч человек. Какую сумму денег они остав ляли там, можно только догадываться. Но, понятно , несопоставимую с той, что давали хоть и увеличивщиеся в ко- Н а к а ж д о е т о р г о в о е м е с т о ( н а « Д и о н и с е » и х д в е т ы с я ч и ) в СРЕДНЕМ ПРИХОДИТСЯ ПЯТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ личестве по сравнению с советской по рой, но всё ещё немногочисленные до конца девяностых магазины. Поворот торговых потоков происходил постепенно уже в новом тысячелетии, когда стала улучшаться экономическая обстановка в стране, а соответственно и в городе - начали строиться магази ны и новые торговые центры. С тех пор рынок окружили конкуренты. В их чис ле и огромный - на десятки тысяч ква дратных метров - торгово -офисный центр, созданный на улице Радиотех нической на базе нескольких п р ои з водственных и административных кор пусов завода «Эльта», и внушительный корпус торгового дома «Гильдия» в За- сосенской части города, и более сотни как из-под земли появившихся на пер вых этаж ах жилых дом ов в разных уголках города магазинов. Все вместе они расширили торговую площадь го рода по сравнению с советской эпохой чуть ли не на порядок , доведя её до уровня стран, где покупательная сп о собность населения в десятки раз выше. И всё же даже в этих сложных условиях да к тому же в нынешний финансовый и экономический кризис, особенно силь но ударивший по провинции , «Д и о нис» продолжает существовать за счёт чего.? ЧЕМ ПОКУПАТЕЛЯ ПРИВЛЕКАЮТ? |одного лотка - густо, у другого - пу- ,3. к тому же далеко не все места в ба- ^>у|)нле дни бывают заняты. Если пре- а каждое из них в Ельце чуть ли не Й|ревновались, то нынче попасть тор- В одну из суббот (рынок традиць )нй|вц/ на рынок не составляет труда: открывается лишь один раз в неделщма швай место вперёд за месяц и ста- решил, отчасти из журналистскогс лЮдась за прилавок хоть сам, хоть на- бопытства, отчасти по неоорАчай работника, димости (жена, намаявшись фязательные условия - регистрация в электромясорубкой, пору^ илАиговых и прочих государственных купить ручную ), заглянуть|нйганах и представление покупателям «Дионис» . Памятуя прошльиглядной информации о владельце то- годы, когда общественный транспортша. Кассовые машины, которые одно его сторону до обеда всегда был пераемя пытались требовать от продав- полнен, собирался идти пешком. Нойв, на рынке не прижились . Да и то- удивлению, маршрутный автобус подоАн 1 ле чеки на покупку никто не выпи- шёл к остановке полупустым, и я прежвает, уберегая себя от обязанностей почёл его. ; вдоставлять гарантию на возврат Подъезжая к рынку за час до полудМвкованного товара. Традиционно ве- думал увидеть у входа или даже за ейг продавцу на слово: «Обнаружится пределами пусть не привычную бурляак - приноси , заменим». И многие, щую толпу, но всё же порядочно нароцо отметить, слово своё держат, ду. И он , конечно же, здесь был. Нов го!1ут очень многое зависит от того, у раздо меньшем количестве, чем о» ша|го розничны й тор говец покупает лось. У заставленных товарами лс 'КСЯтом товар , - рассказывает давно и стендов покупателей раз-два и об фугующий женской обувью на рынке ся. Продавцов и то больше. Мо те'^ргей Барков. - Если у нормальной приехал поздновато, к шапочному 'аз|'пной фирмы, напрямую связанной бору.? явестным прои зводител ем , то нет - Ну да , с утра у нас народу всегда П01ысла отказывать покупателю в за - бол ьш е , - п од тв ерж да ет директо|не бр ак ов ан н о г о товара . Фирма ЕМУП «Городские рынки» Андрей К%дц возьмёт его у своего партнёра и маров. - Но по сравнению с прошл11М^1ецяет на качественный: это и ей годами число посетителей , конечно(годно (сохранит свою сеть распро- сократилось. Думаю , тысяч до дес^ ан и т ел ей ) , и нам (покупатель при за субботу принимаем. ■и в следующий раз на привычное Несложно подсчитать: на каждое тор'дц) д ^^р^ покупает товар в говое место (здесь их две тысячи) ^«никах у случайных оптовиков, за среднем приходится всего-то пять по^р^-р^д отвечать не способны . Пото- тенциальных покупателей - не густс||, показатели у рыночных продав- Но пять - цифра условная: ведь разные. Кто-то за день по десять- патель на рынке всё время в движенийдцдр^^ продаёт, а кто-то доволь ствуется двумя-тремя . Такие в торгов ле, как правило, не задерживаются. А им на смену приходят люди , умеющие выбрать качественный и не слишком дорогой товар (дорож е трёх с полови ной тысяч рублей любая вещь на рын ке идёт туго или безн адёжн о зал ёж и вается) и в Москве, и в Питере, а то и за « Д и он и с» , ЕЩЁ НУЖНЫЙ КАКОМУ-ТО ЧИСЛУ ПОКУПАТЕЛЕЙ, УМИРАЕТ НА ГЛАЗАХ границей - в Турции, Китае, Эмира тах. Вот они сначала на рынке потор гуют, собью т капиталец , а уж потом свой магазин открывают. В нём торго вать легче: не надо вставать с петуха ми, грузить доверху машину товаром и везти на рынок, чтобы после обеда с о бирать н епр оданн о е и отправляться восвояси. Рынок человека изматыва ет, выбирают его торговцы вынужден но: жить-то надо! Сергей знает, что говорит: одно время он с женой открыл отдел в Доме торгов ли. Хотели уже совсем прекращать ры ночную деятельность, да тот закрылся на долгий ремонт. Снимать новое п о мещение в кризис не захотели: аренд ная плата разорит! Ведь она в нашей не поворотливой рыночной экономике практически не снизилась , и многие индивидуальны е пр едприниматели , испытав невиданный спад спроса, ока зались под угрозой разорения . Чтобы избежать его, Барковы снова пошли на рынок и, как видим, не прогадали... Ну а что выгадывают покупатели, пред почитая многочисленным магазинам «Дионис».? - Нравится мне по рынку рассекать! - признаётся знакомая студентка местно го университета Людмила. - Людей здесь много, разных: и себя покажешь, и на других посмотришь! И такой выбор товара громадный! В каком магазине такой увидишь.? Да ни в каком! И цены не запредельные. Я торговаться люблю и умею. В магазине так не получается... Можно бы возразить ей: магазины сей час не такие, как прежде: в них распро дажи и скидки, плюс гарантия покупок. Но спорить - дело бесполезное. От при вычного отвыкать трудно. Да и время тому не способствует. Вот появится в карманах у людей денег побольше, тог да , глядишь, не захоч ется Людмиле «рассекать» по рынку в надежде наку пить на грош пятаков. Вот тогда нынеш ний «Дионис» и ему подобны е тор го вые площадки в нашем регионе, да и по всей России, превратятся в то, чем они были до реформ 9 0 - х , - в обычную классическую барахолку. Такой пр о цесс, судя по всему, уже начался. Как ни стараются руководители МУПа при влечь на рынок побольше людей, что бы торговать на нём три дня в неделю, да ничего не получается. Так что «Дио нис», ещё нужный какому-то числу по купателей, как ни крути, умирает на гла зах. Жалко его.? Чуточку. Но не как ин струмент удовлетворения покупатель ского спроса, а лишь как примету вре мени. Будем надеяться, уходящего! Ну а что касается мясорубки, заказан ной мне ж еной , я её на «Дионисе» ку пил. У предпринимателя из соседних Ливен, пока ещё не отказавшегося от елецкого рынка, но жалующ егося на сильно снизившийся о бор от . Т ор го ваться я не стал: жалко намаявшегося за день на рынке продавца... • А л е к с е й КОЛЯДОВ Елец №7 (077) , 1 5 -2 1 февраля 2010 г. №7 (077) , 1 5 -2 1 февраля 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz