Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

41 общество С М Ы С Л Фото Владимира КУЛИКА Фото Владимира КУЛИКА №6 (076), 8–14 февраля 2010 г. пьёт. Ну разве что бутылку за весь ве- чер, но это мелочи, не считается... Вся- кий праздник в деревне – это состяза- ние двух систем: нахрапистой эстрады и старорусского фольклора. Однажды на свадьбе наблюдал, как «золотая» де- ревенская молодёжь пыталась отклю- чить гармониста, подступая к нему со стаканами. Но он выпивал аккуратно, с достоинством и своего слушателя не предавал. Иногда, когда какой-нибудь горлопан на новой кассете становился невыносим, гармонь уводила часть пу- блики на улицу и уже там княжила без- раздельно, собирая всю деревню. Из всех искусств в провинции важнейшим является... игра на гармошке. Во вся- ком случае, так было ещё до недавнего времени. И первым парнем на деревне был вовсе не передовой комбайнёр, а гармонист. В послевоенные годы всё сельское население собиралось вечера- ми на «пятачках» вокруг этого самого первого парня. В каждом селе был свой ритуал. В одном к музыканту подходи- ли парами и заводили песню, в другом, сделав круг, становились в очередь «на частушку». Там, где играла роялка, не любили хромку-двухрядку. Считалось, что не так звучит. Каждого гармониста отличали за версту: «Шкаликов про- шёл...», «Митроха заводит...» Среди сельских руководителей немало пре- красных исполнителей. Гендиректор фирмы «Агронова» из Задонска Алек- сей Фёдорович Алёхин в багажнике служебного авто возит гармошку, охот- но и азартно играет, когда просят. Лео- нид Герасимович Котяев, бывший ди- ректор усманского ООО «Тихие зори», всегда выступает на сцене местного ДК и гордится, что входит в десятку луч- ших гармонистов округи. В усманском селе Красное однажды я наблюдал игру слепого гармониста, поэта и частушеч- ника Н. Шумских – а как его принима- ли земляки! В Ельце, говорили мне, есть гармонист, который, не имея ки- стей рук, играет на роялке! Врут, навер- ное, но я им верю: русский человек и не на такое способен. В глубинке всегда были и есть до сих пор свои знатоки гармонных дел. Не дожидаясь город- ских исследователей жанра, провинция выдвигает собственных искусствове- дов. В Становом, например, это тонкий ценитель народных традиций, режис- сёр местного ДК Юрий Макаров, так вкусно пишущий про талантливых зем- ляков. В Усмани многие годы радует публику своей мастерской игрой Алек- сандр Дрютов. В каждом районе вам назовут свои фамилии. И всё же и всё же... Есть, есть повод для грусти. Мой дед пришёл с войны без ног, зато с рука- ми. И покоя им уже не давал. Когда не сапожничал – играл на гармошке, когда не играл – стучал молотком. В нашем доме всегда было много гостей, так что ту, «деревенскую» музыку я помню с детства. А вот теперь... – а что теперь? Моя дочь, кажется, неплохо знает со- временные инструментальные вещи, хорошо понимает язык дискотек, а гар- мошке всегда предпочтёт синтезатор. Внук – тот наверняка пойдёт дальше, по пути, указанному «караоке». Да, это правда, гармонь уходит. Всё меньше остаётся исполнителей, а уж ма- стеров, способных создать настоящую роялку (за неё всегда давали цену хоро- шей коровы!), почти и не осталось вовсе. И всё же это старинное искусство живо. Ещё недавно в воскресные, базарные, дни у нас в Задонске можно было уви- деть живых гармонистов, всегда ок- ружённых преданными почитателями. Ониредкопродавали своиинструменты, всё больше общались, играли для себя и для других. Здесь же, как на бирже, их может найти заказчик. Гармонист тем и отличается от любого музыканта, что он всегда ждёт. Ждёт той счастливой мину- ты, когда его позовут. Он может покура- житься – загнуть для форсу цену, ска- заться больным, но в конце всё равно скажет: «О чём речь – сыграю!»... Но вот позовут ли его завтра? . Александр КОСЯКИН Фото Николая ЧЕРКАСОВА Александр Черных роялку ни на что не променяет Солдат на гармошке играл. . . Экспонаты елецкого музея народных ремёсел и промыслов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz