Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

23 экономика Н А С Л Е Д С Т В О № 52 (122), 20 – 26 декабря 2010 г. итоге? Проектирование МС-21 начато, но уже ясно, что это будет просто более масштабная версия «СухогоСупер- Джет-100». С миру по нитке начат сбор технологий для проектирования «про- рывного российского» МС-21. В ХХ веке мы потеряли две великих им- перии – Российскую и Советскую. А по- настоящему Новой России так и не об- рели. Ничего собственного и действи- тельно прорывного у нас не получается вовсе не потому, что разрушена какая- то научно-техническая кооперация, хромает трудовая дисциплина или рабочим-инженерам денег мало платят. Работать стало скучно. Русский человек всегда меньше всего заботился тем, как жить – бедно или богато, он всегда ду- мал, пусть и подсознательно, зачем жить? Над этой особенностью русской души много размышляли философы, немало потешались юмористы. Нет сверхвеликой цели, нет сверхзадачи, нет осмысленности бытия – и все ре- формы пойдут прахом. Царизм рухнул не только потому, что большевики оказались хитрющими ие- зуитами. Народ разуверился в верхов- ной власти. Даже имея серьёзное техни- ческое отставание от немцев, русская армия вполне могла разгромить кайзе- ровскую за несколько месяцев. Были у нас тогда и грамотные полководцы, и блестящие фронтовые командиры, и хорошо обученные храбрые солдаты. Вместо решительного наступления многомиллионную армию загнали в окопы, заставили гнить и бессмыслен- но гибнуть два с половиной года. Среди русских инженеров в те годы был настоящий творческий бум. Всё для фронта, всё для Победы – так думали лучшие технические умы России. Кому из них дали реализовать творческий потенциал? Практически никому, кро- ме, наверное, Игоря Сикорского. В ходе кровавой мясорубки, которую не боль- шевики, а народ окрестил империали- стической войной – не Великой Отече- ственной! – царское правительство ста- ло в огромных количествах закупать оружие и военную технику за границей, обрекая свои заводы на отставание от мировых конкурентов. Поэтому-то народ в массе своей без со- жаления терял ту Россию, в которой уже не видел возможностей для реализации своего гигантского творческого потен- циала. Парадоксально, но нынешняя ситуация в обществе очень схожа с той, что была накануне 1917-го. Не потому, что верхи не могут, а низы не хотят. Скучно жить стало при внешнем кол- басном изобилии. Мало кто видит для себя возможность реализоваться в пол- ной мере в нынешней стране, вроде бы и полностью идеологически свободной и абсолютно рыночной. Недавно СМИ сообщили, что министр обороны России Анатолий Сердюков встретился в Сочи с министром оборо- ны Италии Игнацио Ла Русса и сооб- щил тому: «В настоящее время уже до- стигнута договоренность о приобрете- нии десяти многофункциональных бронемашин «Рысь». Более того, как неоднократно говори- лось на самых различных уровнях, всё решено и о создании СП по выпуску «Рысей» – модификации одной из бое- вых машинфирмыИВЕКО. Совместное предприятие будто бы уже строится на базе КамАЗа. И как бы уже обговорен заказ на закупку нескольких сотен бро- немашин ИВЕКО-«Рысь» для Сухопут- ных войск России. А что мешало объявить тендер на за- купку новой лёгкой бронетехники для Сухопутных войск? Ничто не мешало! Просто ни одна западная бронемашина не способна даже сейчас обыграть в от- крытом конкурсе машину российскую. Нет в мире лучших бронетранспортё- ров, чемБТР-80. Ну нет, хоть ты тресни, даже в США! Именно по критерию: цена – качество. Нет и лучших бронема- шин, чем «Тигр» и «Волк». Итальян- ская «Рысь» – котёнок по сравнению с русским «Волком». Не столь уж и давно советская артилле- рия считалась едва ли не лучшей в мире. Оказывается, и здесь мы за последние двадцать лет катастрофически отстали от мирового уровня. Если верить весь- ма компетентным источникам из ОПК, идут переговоры с ведущими западны- ми фирмами по закупке артиллерий- ских установок среднего калибра для ВМФ РФ и Сухопутных войск. Есте- ственно, с приобретением технологии производства орудийных стволов. Да- дут ли их — вот в чём вопрос. Как уже говорилось, в 1917 году никако- го богатого наследства в технологиче- скомплане Советская Россия не получи- ла. И мы просто вынуждены были в двадцатые-тридцатые годы закупать це- лые заводы и новейшие технологии за рубежом. Народ это понимал и прини- мал. А Советский Союз как раз оставил уникальное наследство в сфере ВПК. Где всё это? Кто виноват в утрате критиче- ских технологий? Войны мировой всё- таки не было, все прошедшие со времен распада СССР годы Российская Федера- ция была управляема. Может быть, всё- таки можно выяснить, кто персонально доуправлялся до того, что мы вынужде- ны закупать то, в чём не столь уж и дав- но были мировыми лидерами? Надо ду- мать, что управленцы сии — люди не бедные. Так вот пусть они и оплачивают из своего кармана внеконкурсные за- купки авианосцев, бронемашин, пушек и беспилотных летательных аппаратов для оснащения той Российской армии, которая видится едва ли не самой высо- котехнологичной в мире. А что касается государственного заказа и выделения бюджетных средств, здесь надо семьдесят семь раз отмерить, чем один раз отрезать кому-то миллиард- ный финансовый кусок. . Сергей МИХАЙЛОВ Пассажирский самолёт Ту-334 Истребитель Су-27 Истребитель МиГ-29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz